У краснофакельцев есть хорошая традиция — начинать продажу билетов в новом сезоне оригинальным перфомансом — своеобразной «живой аннотацией» премьерного спектакля. В прошлом году зрители пытались разгадать кафкианские хитросплетения «Процесса», в этом — всех желающих пригласили «подсмотреть» за жизнью женщин-затворниц из «Дома Бернарды Альбы».
Эта пьеса стала последним звеном в цепи шедевров испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки — в июне 1936 года он закончил «Дом Бернарды Альбы», а в сентябре ушёл из этого мира. Сюжет пьесы был навеян воспоминаниями детства — жизнь женщин в испанских селеньях, традиции многолетнего траура по умершему главе семьи, калечащее женское естество вынужденное затворничество. Вдова Бернарда Альба объявляет восьмилетний траур и закрывает в душном пространстве дома свою сумасшедшую мать, пять дочерей и служанок — дверь запирается, и дом погружается в ад нереализованной любви, страсти, невысказанных обид и коварных женских интриг. Мощная пьеса о женской психической силе, которая может быть одинаково подавляющей, разрушающей и созидающей.
В «Красном факеле» мучения женской половины семьи Альба были представлены исключительно в пластической форме — без слов вообще. Режиссёр-хореограф Сергей Землянский говорил со зрителем языком тела, эмоций, метафор и современной психодрамы с элементами хоррора — те, кто видел спектакль на предпремьерных летних показах, говорят, что «впечатляет, да». Судя по перфомансу в честь открытия билетных касс, «Дом Бернарды Альбы» — это страшный сон наяву, где разыгрываются подсознательные страхи тотального одиночества.
Здание театра превратилось в своеобразный траурный квест: служители в чёрных одеждах, чёрные стрелки-указатели на полу и семь локаций, где в полутьме и в сопровождении мрачного саунда оживают героини «Дома Бернарды Альбы». У каждой — своя комната и своё публичное одиночество. Честное слово, в элементе «подглядывания» есть что-то пугающее, притягивающее и отталкивающее одновременно… Юная Адела грезит наяву о романтическом свидании с Пеппе — мы подсматриваем за ней в щёлку двери-забора. В траурной комнате вдова Бернарда Альба бдит над трупом умершего мужа — можно присесть на стул рядом с ней. Ангустиас мечтает о любви, сомнамбулически швыряя бумажные шары. Амелия, как девочка из фильма ужасов «Звонок», медленно движется на зрителя.
— Театр условно превращён в дом Бернарды Альбы, где у каждой героини есть своя комната, некое пространство, — говорит главный режиссёр театра Тимофей Кулябин. — Это такая небольшая пластическая актёрская инсталляция, движущаяся на протяжении часа-полутора, когда зрители ходят по воображаемым комнатам. В нашем перфомансе задействован реквизит и костюмы действующего спектакля.
Главный режиссёр рассказывает, что сезон в «Красном факеле» откроется 22–23 сентября — спектаклем «Дом Бернарды Альбы». Сам театральный сезон для краснофакельцев начнётся намного раньше — в конце августа актёрский состав, занятый в постановке «Три сестры», уедет с этим спектаклем на гастроли во Францию. Всего планируется сыграть 19 «Сестёр».
— Но жизнь в театре в связи с гастролями не остановится, — продолжает главреж. — К нам едут театры из Барнаула и Кемерово, у них хороший репертуар, думаем, что новосибирцам их спектакли придутся по душе. Впереди много премьер и неожиданностей, но об этом — чуть позже. В связи с гастролями нам придётся заменить состав в самом любимом новосибирцами спектакле «Только для женщин», но, надеюсь, новые актёрские работы придутся публике по душе.
Итак, театральный сезон стартует в Новосибирске в сентябре. Первооткрыватели этого года — театр «Глобус», их сезон начинается 1 сентября спектаклем «Гуси-лебеди». Театр «Старый дом» встретит публику 15 сентября: всех желающих ждут на спектакль «Перед закатом солнца», получившим в прошлом году неоднозначные отзывы новосибирских критиков.
Премьерой открывает свой 74-й театральный сезон НОВАТ — 7 сентября на сцене нашего «большого» опера «Любовный напиток», в афише она заявлена как «оперная дегустация».
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА