От некоторых сцен мурашки по коже — к примеру, танец Проводника душ в царство смерти со свитой, несущей урну с прахом. На протяжении всей истории эта компания будет упорно и молчаливо разыскивать и преследовать главную героиню, которая, как выяснится, совсем не спешит в царство смерти.
Обворожительная женщина редкой красоты, знаменитая певица Эмилия Марти ( Елизавета Дорофеева, Дарья Войналович ) приезжает в город N на гастроли. Неожиданно она оказывается заинтересованной в судебном расследовании по делу Грегора-Пруса, которое «передаётся по наследству, как болезнь» и тянется уже сто лет…
Фантастической пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» без малого сто лет, написана она в 1922 году во времена расцвета идей и споров о продлении жизни. На театральных подмостках пьеса идёт с завидным постоянством. Российскому зрителю она известна по музыкальному фильму «Секрет её молодости» Евгения Гинзбурга с Людмилой Гурченко в главной роли. Авторы мюзикла, премьера которого состоялась 20 декабря в НМТ, композитор Владимир Баскин и драматург Константин Рубинский, создали по мотивам пьесы развёрнутое музыкально-драматическое произведение о любви, бессмертии и ценности человеческой жизни.
«Адаптируя весьма запутанную, перенасыщенную генеалогией пьесу для музыкальной сцены, драматург хотел, чтобы словам было тесно, а чувствам просторно; это спектакль состояний, он открыто эмоционален и потому динамичен, — пишет московский критик Валерий Кичин. — Диапазон — от лирики, гротеска и эксцентриады до пафоса и яростного отчаяния. Стилистика музыки вырастает из плотных, насыщенных симфоджазовых звучаний в роскошной, я бы сказал, оркестровке с обилием ярких, запоминающихся мелодий и острых синкоп, азартно, но чётко исполняемых даже в сложных ансамблях — профессиональная выучка вокалистов впечатляет».
Над спектаклем работала молодая команда постановщиков. Режиссёр Екатерина Василёва (главный режиссёр Челябинского театра оперы и балета) максимально задействовала драматическую линию материала. Сатиричный подтекст читается лишь в деталях вроде голубей-самолётов, с которыми играет влюблённый Янек ( Антон Лидман, Никита Воробьёв ), или в ярком выходе под звуки латинос старика Гаука-Шендорфа ( Александр Выскрибенцев, Андрей Пашенцев ), опирающегося на ходунки: узнав в Эмилии свою возлюбленную, он бросается в зажигательный танец.
Отдельного внимания заслуживает сценография авторства Софьи Кобозевой, выпускницы факультета сценографии РАТИ-ГИТИСа. Декорации-трансформеры из множества ящичков-кубов перестраиваются на глазах, превращаясь то в театральную лестницу, то в кровать-подиум, то в колумбарий, а их глубокий тёмно-зелёный цвет выдаёт стремление к богатству и успеху большинства или «зелёную тоску» героини. Зрителям же скучать не приходится: трансформации пространства сопровождаются постоянным движением — хореография Ярослава Францева продумана и органична.
Спектакль украсили музыкальные партии с запоминающимися лейтмотивами. Особенно красивое и выразительное трио в исполнении Михаила Полубоярцева, Александра Крюкова и Никиты Воробьёва можно увидеть на странице спектакля на сайте театра.
Чапек признавался, что «хотел сказать людям нечто утешительное, оптимистическое»: «Мне думается, что считать, скажем, шестидесятилетний срок жизни неплохим и достаточно продолжительным — не такой уж злостный пессимизм…»
Продолжительность средней человеческой жизни увеличилась, но человечество продолжает искать рецепт её продления. Может быть, ценно не количество лет, а то, что имеешь сейчас, в этот миг?
Елизавета Дорофеева
Следующие показы состоятся 31 января, 21 февраля и 9 марта.
НАЗНАЧЕНИЕ
Министр культуры Владимир Мединский представил коллективу НОВАТа нового гендиректора.
На эту должность назначен Ара Карапетян. До сих пор Ара Арамович сотрудничал с театром в качестве приглашённого дирижёра. Родом он из Еревана, выпускник Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории. В 1992 году был принят на должность дирижёра в Пермский академический театр, через пять лет перешёл на работу в МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где в 2013-м стал гендиректором. В 2016 году получил приглашение на должность вице-президента и артистического директора компании Propel performing arts and media, ltd. (КНР, Харбин). Переехал на постоянное место жительство в КНР, но в феврале 2017-го «из-за трудностей климатической адаптации» вернулся в Россию. В сентябре был назначен директором Московского академического камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского. И вот новое назначение. Ара Карапетян уже переехал в Новосибирск, чтобы приступить к работе.
МУЗЫКА Академический хор молодёжи и студентов Новосибирска объявил дополнительный набор.
Приглашаются артисты в партии теноров, баритонов и альтов. Певческое или хоровое прошлое приветствуется. Претендентам желательно уметь читать и запоминать нотные тексты. «Если вы любите петь, хотите развивать рамки привычного, мечтаете обрести друзей в компании единомышленников, мы ждём вас!» — объявляют организаторы на странице хора в Фейсбуке. Художественный руководитель и главный дирижёр хора — Елена Рудзей, доцент Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, художественный руководитель Международного фестиваля «Сибирские сезоны» и Сводного детского хора НСО. Кастинг проводится до 10 февраля. Подробности по телефону 8-913-922-38-39.
КИНО Показ первого фильма о Викторе Астафьеве устроил Дом документального кино.
Картина по сценарию Эллы Давлетшиной, её дипломной работе во ВГИКе, была снята в 1982 году Ленинградской студией документальных фильмов режиссёром Михаилом Литвяковым. Ещё два года фильм пролежал на полке, обвинённый в «русофильстве». Сюжетом фильма стало возвращение Виктора Петровича на родину в деревню Овсянка Красноярского края, куда он переезжал на жительство из Вологды. Как всякое высокохудожественное произведение, фильм «Виктор Астафьев» говорит с каждым зрителем на его языке… В следующую киносубботу, 20 января, Дом документального кино на ул. Романова, 26 приглашает на показы фильмов «Запрещённые песенки» о фестивале авторской песни с участием Александра Галича в клубе «Под интегралом» Академгородка в 1968 году и «Маэстро Арнольд Михайлович Кац»; оба фильма повторяются по заявкам. Заказать просмотр можно также и фильма «Виктор Астафьев», и картин фестиваля «Встречи в Сибири» и других из оцифрованной фильмотеки. Подробности по телефону 203-54-79. Входной билет — 30 рублей.
ПРЕМЬЕРА Первый спектакль о Новониколаевске готовится в интерьерах краеведческого музея.
Спектакль «Красная полынья» по пьесе новосибирского драматурга Елены Богдановой ставит режиссёр Дарья Супрунова. Художник — Семён Летяев, художник по костюмам — Олеся Беселия. В нём заняты ведущие артисты НГДТ под руководством Сергея Афанасьева, Первого театра и студенты Новосибирского театрального института. События драмы развиваются в 1917 году: в городе бунты у продовольственных лавок, митинги железнодорожных рабочих, а в доме доктора Карпова принимают гостей, спорят, флиртуют... Премьера спектакля состоится 29 января, в зале краеведческого музея, на фоне исторической экспозиции. В стоимость билета — 300 рублей — входит осмотр исторической экспозиции и буклет-программка.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА, Дмитрия ХУДЯКОВА и Сергея ЯСЮКЕВИЧА
9 9