В Новосибирске ученые-генетики выяснили, что социальный стресс - одна из причин аутизма

В Новосибирске ученые-генетики выяснили, что социальный стресс - одна из причин аутизма
Фото: ria-sibir.ru

*               Тонкие связи




Ученые Института цитологии и генетики СО РАН изучили механизмы возникновения симптомов аутистического спектра под влиянием негативной социальной среды.

Способность членов сообщества взаимодействовать друг с другом - атрибут любого социального поведения. Но иногда мы наблюдаем резкое снижение общительности, особенно у детей. Это может быть, как результатом воспитания, так и следствием развития многих болезней. Например, аутизма.

Принято считать, что в развитии аутизма у детей ключевую роль играет взаимодействие некоторых генов или редкие мутации в них. Однако, аутизм, как наследственное заболевание встречается лишь у 1-2% населения. Чаще симптомы аутистического спектра развиваются под влиянием и генетических факторов, и факторов окружающей среды (влияние лекарств и загрязненного воздуха, негативное социальное окружение, стресс.

Сегодня актуальность изучения механизмов развития аутизма и предотвращения нарушения социального поведения растет в связи с многократным увеличением случаев этого заболевания у людей. Такой рост предполагает признание влияния окружающей среды, в которой основным психопатогенным фактором может выступать повышенное состояние тревоги, вызываемое нестабильностью процессов в социуме.

Хроническая тревога может быть и причиной, и следствием формирования различных как соматических заболеваний, так и психоневрологических расстройств.

Исследователи из Института цитологии и генетики, изучая нейробиологические последствия хронического социального стресса, заметили, что самцы мышей, участвовавшие в длительных социальных конфронтациях, демонстрировали сниженную общительность, немотивированную агрессивность или, наоборот, заторможенность. Это говорит о том, что длительное проживание во враждебной среде сопровождается изменениями в социальном поведении, в котором просматривалась схожесть некоторых форм поведения с теми, что используют в качестве доказательства развития симптомов аутистического спектра у животных.

Мыши с повторным негативным социальным опытом («жертвы») активно избегали незнакомого партнера на нейтральной территории, или демонстрировали позы замирания и неподвижности, когда партнер к ним приближался. Самцы с повторным опытом агрессии, наоборот, обычно атаковали приближающегося незнакомого партнера.

Большую часть общего времени тестирования они хаотично двигались по клетке, не обращая внимания на находившегося рядом партнера, что может отражать гиперактивность и, по-видимому, дефицит внимания. У обеих групп мышей были симптомы нарушения двигательной психоэмоционального состояния, в частности, повышенная тревожность, которая сопровождает в подавляющем большинстве случаев по литературным данным, аутизм у детей. Авторами работы был сделан вывод, что симптомы аутистического спектра могут развиваться и во взрослом состоянии под влиянием социальной среды.

Изначально эти данные не были восприняты научным сообществом. В качестве контраргументов утверждалось, что аутизм – это болезнь развития, формирующаяся под влиянием наследственных факторов, или при воздействии негативных факторов среды во время внутриутробного или раннего постнатального периодов. Однако последующие исследования, проведенные сотрудниками Института цитологии и генетики в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом, принесли новые доказательства правоты предположения о развитии социального аутизма. Ученые провели анализ экспрессии генов в различных отделах головного мозга у животных с патологиями социального поведения. Причем, были отобраны гены, участие которых в механизмах аутизма не вызывало сомнения. Оказалось, что все эти гены изменили свою экспрессию, что прямо подтверждало их возможную взаимосвязь с аутистической поведенческой симптоматикой.

Подводя итог исследованию, можно с полной ответственностью утверждать, что симптомы аутистического спектра могут развиваться и у взрослых людей в связке с другими заболеваниями, вызванными длительным воздействием негативной социальной среды. По мнению ученых, эти результаты заставят пересмотреть некоторые общие положения о факторах формирования аутизма.

Эта работа выполнена при поддержке Российского научного фонда. Участники проекта: доктор биологических наук Н. Н Кудрявцева. , кандидаты биологических наук И. Л. Коваленко., Д. А. Смагин, А. Г. Галямина, В. Н. Бабенко , сообщили в пресс-службе федерального исследовательского центра - Института цитологии и генетики СО РАН.



 
По теме
Его можно принести в школу или подать через Госуслуги. Фото: unsplash.com Мэрия Новосибирска назвала дату начала приема заявлений для зачисления детей в 1 класс — документы начнут принимать 1 апреля.
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Игра по правилам - Газета Ведомости Преподаватель программирования из Новосибирска разработал вместе с детьми виртуальный тренажёр для отработки ПДД Станислав Проненко вместе со своими учениками-разработчиками в студии «Безопасная среда» на ВГТРК.
Газета Ведомости