В первом полугодии 2018 года в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области на нарушение прав потребителей поступило 6622 обращений, из них письменных - 2338.
При этом, удельный вес обращений в области услуг составил 60,0%, розничной торговли - 40,0%, в том числе дистанционной 21,2%.
Подавляющий объем обращений в структуре услуг занимают деятельность на финансовом рынке (29,6%), в сферах жилищно-коммунальных услуг (17,0%), услуг связи, (13,6%), транспортных (6%) и медицинских услуг (5,8%).
Характер претензий обусловлен навязыванием услуги стразования при заключении кредитного договора, необоснованным списанием денежных средств за пользование подвижной радиотелефонной связью и телематическими услугами связи (по обеспечению доступа к сети «Интернет»), ненадлежащим исполнением договора вследствие нарушения качества и сроков предоставления жилищно-коммунальных и медицинских услуг. В сфере транспортных услуг обращения в основном касались нарушения прав потребителей при осуществлении перевозки грузов автомобильным транспортом вследствие утраты, повреждения груза или его недоставки в срок предусмотренный договором, а также отмены авиарейса, предоставляемого в том числе в рамках исполнения договора о реализации туристкого продукта.
Наибольшее число жалоб на действия продавцов связаны с отказом в рассмотрении и (или) удовлетворении в добровольном порядке требований потребителей о возврате денег за непродовольственные товары надлежащего качества (неподошедшие по цвету, размеру), а также в отношении недостатков технически сложных товаров (мобильные телефоны, ноутбуки и др.).
2,2% - обращений стали основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований, из них 82,0% нашли подтверждение фактов нарушенного права потребителя.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 565 дел об административных правонарушениях, вынесено 516 постановлений о назначении административного штрафа на общую сумму 2 млн. 905 тыс. руб., внесено 98 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, выдано 116 предписаний об устранении выявленных нарушений.
По поступившим в Управление обращениям граждан даны разъяснения, оказана необходимая помощь в защите их прав в судебном порядке.
Так, в первом полугодии 2018 года в рамках участия в судебных процессах по искам потребителей к хозяйствующим субъектам, Управлением дано в суды 84 заключения по делам в целях защиты прав потребителей, направлено в суды 47 исковых заявлений, в том числе 26 в защиту неопределенного круга потребителей, 21 – конкретного потребителя. Удовлетворено судами 26 исков из 26 рассмотренных. Чаще всего за помощью в судебной защите обращались потребители финасовых услуг (34,5%), розничной торговли и (29,8%), бытовых услуг – 17,9%, туристских услуг (8,3%), жилищно-коммунальных услуг (5,0%), медицинских услуг и услуг долевого строительства – по 2,4%.
По результатам участия в данной категории дел судебными органами в пользу потребителей было присуждено более 2 млн. 700 тыс. руб., из которых 363 тыс. руб. составила компенсация морального вреда.
С информацией о судебной защите прав потребителей можно ознакомиться на информационном портале ГИР ЗПП http://zpp.rospotrebnadzor.ru ., модуль «Судебная практика».
Получить консультации потребители могут по телефонам горячей линии 8-800-350-50-60 либо общественной приемной Управления 8(383)201-08-59,либо Консультационного центра 8 (383)223-97-86 (в том числе, оказывающего на территории Новосибирской области юридическую помощь по защите прав потребителей).