Свобода быть собой

Ведущий актёр театра «Старый дом» Анатолий ГРИГОРЬЕВ о поэтическом поединке, панических атаках, внутреннем ребёнке и рождающемся будущем.

Анатолий Григорьев окончил Кокшетауский колледж культуры им. Акана Серэ. В театре «Старый дом» работает с 2010 года. Учится в НГТИ, специальность «актёр театра драмы». Обладатель премии Новосибирского отделения СТД «Парадиз» за «Лучшую мужскую роль» в драматическом театре (Лопахин в спектакле «Вишнёвый сад»), премии «Звёзды Октября» в номинации «За дикий талант» и Гран-при Международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми за актёрский дуэт с Тимофеем Мамлиным в спектакле «Сиротливый запад».

 

Писатель я не особый

 

— Анатолий, в новом спектакле «Sociopath» шекспировский вопрос «Быть или не быть?» трансформируется весьма своеобразно. Вам приходилось читать где-либо монолог Гамлета?

 

— Я, когда учился в колледже, принципиально выбрал другой монолог. Мне казалось, пока не получу эту роль, лучше не учить монолог, иначе сглазишь. Может, это и сработало.

 

— Вообще, по репетициям создалось ощущение, что режиссёр Андрей Прикотенко даёт актёрам много свободы.

 

— Это действительно так, потому что из свободы рождается что-то действительно новое, незажатое, цельное, открытое. Когда ты ощущаешь себя свободным, и тело ведёт себя иначе, и в голове рождаются интересные мысли. К примеру, монологи, которые написаны Андреем Михайловичем для спектакля: когда ты их выучил, когда ты в них свободен и произносится этот мощный поток текста, вот тут я, сам того не сознавая, произношу совершенно другие тексты — не заученные, а новые.

 

— О чём они?

 

— Это то, что, может быть, меня сегодня, сейчас волнует.

 

— Получается, в каждый спектакль вы добавляете что-то новое?

 

— Да, примешивается моё — это рождается та самая свобода.

 

— А писать самому приходилось?

 

— Да, но я не такой уж особый писатель. Два года назад поступал во ВГИК, на сценарный факультет, на заочную форму. Там требовались работы, и я даже прошёл по конкурсу, но решил всё-таки пойти на актёрское. И сейчас учусь на втором курсе Новосибирского театрального института.

 

— Почему хотелось на сценарный факультет, какие-то сюжеты реализовать?

 

— Мне интересно придумывать. Актёры — все фантазёры, потому что приходится придумывать себе образ: увидеть его со стороны, что-то прописать из недостающего в материале. Есть такие актёрские тренинги: ты пишешь дневник героя, как если бы это писал он сам.

 

— Дневник какого из своих героев вы писали?

 

— Если честно, не писал. Но от своего имени я пишу дневник. Причём делал это и на сцене. В спектакле «Перед заходом солнца», где я играю доктора, по роли я сижу с блокнотом и что-то записываю, пока все ребята работают. Я подумал: не буду делать вид, что пишу, а действительно буду вести дневник. А вот в спектакле «Sociopath» нам с Яном Латышевым пришлось (и мы были рады этой возможности) написать тексты для поэтического поединка, можно это назвать рэп-баттлом, или хип-хоп-баттлом. Также потом ребята написали ещё тексты для финала. Они звучат под музыку, под бит, и мы читаем это в манере хип-хопа.

 

— Кому, на ваш взгляд, адресован этот спектакль в первую очередь?

 

— Думаю, это будет интересно молодым людям, которые действительно понимают в компьютерах, программировании. И романтика им будет близка, и все эти вопросы. Герой вполне молодой, если меня можно ещё назвать молодым. И визуальная часть спектакля им тоже будет знакома. Я встречал молодых людей, которые говорят, что не ходят в театр, потому что там «скучно и медленно». Театр, как вино, нужно употреблять с наслаждением: медленно раскрывать его аромат, стараться услышать особые нотки, проникнуться атмосферой, понять о чём речь. Зритель должен над собой некую работу провести, подготовиться, ознакомиться с литературным материалом. Здесь же мы хотим завлечь зрителя быстрыми переходами — сменой сцен, света, видео. Плюс музыкальная атака. В рэпе есть такой термин — «идёт атака». Мы хотели бы по-хорошему атаковать зрителя, чтобы он был с нами, чтобы он был на нашей стороне.

 

— Вы сами в каком возрасте начали задумываться о смысле жизни и предназначении человека?

 

— Мне кажется, я родился таким — ещё ребёнком я ощущал себя стариком, всегда размышлял о таких вещах. Не думаю, что это моя какая-то особенность, просто так сложилась жизнь, мир вокруг меня. Сами обстоятельства наталкивали на эти мысли. Это не моя заслуга, а всего окружающего меня мира на тот период времени.

 

Превращаешься в бурю

 

— По Юнгу внутренний ребёнок человека — божественное дитя, которому важно получить достаточно любви и внимания. Вам этого хватило?

 

— Мы с ребятами об этом говорили и смеялись: в актёры идут недолюбленные дети, чтобы получить любовь от зрителей. Возможно, и так. Моё детство до шести лет — это развал Советского Союза. Родители пережили это всё, им некогда было мной заниматься, не хочу жаловаться… У меня прекрасные родители, просто жизнь такая была.

 

— Кто сейчас ваша семья?

 

— Своей семьи у меня пока нет. Моя семья — родители, которые до сих пор живут в Казахстане, и брат со своей семьёй, он в Новосибирске, работает пожарным. А моя семья ещё в планах. Я двигаюсь в этом направлении, с каждым месяцем всё ближе.

 

— Ваша избранница из театральных?

 

— Нет, смешивать театр и жизнь — опасная штука. Я часто такое практиковал, и всё это выплёскивалось со сцены в мою личную жизнь. Сейчас стараюсь этого не делать. И работа в новом спектакле, думаю, мне поможет.

 

— «Вишнёвый сад», по сути, сон Лопахина. Каким был бы ваш сон, если бы уснули на сцене и проснулись в конце спектакля?

 

— Я уже говорил, что родился старым, — видимо, об этом. Знаете, постоянно ощущаешь себя за бортом этого праздника жизни. Ты видишь, как кто-то радуется и беззаботно живёт, и вроде бы тоже радуешься, но тебе не даёт покоя мысль, что люди могут жить так просто — забывать о чём-то, или им действительно так повезло, что у них проблем, нет тех впечатлений, которые ты успел «хапнуть» на своём веку. А когда ты сам начинаешь веселиться, то превращаешься в бурю, ураган, из тебя лезет только деструкция.

 

— Значит, лёгким и розовым, как иные персонажи «Сада», не получается быть?

 

— Нет, пробовал, не получается. У меня всё как-то непросто.

 

Голая правда

 

— С Пером Гюнтом какая-то невероятная вещь случилась: вот вы обнажённый на сцене, а это не вызывает неприятия, об этом просто забываешь. Почему?

 

— Потому что я красивый (смеётся)… Режиссёр Антонио Лателла молодец, он всё сделал оправдано. Рождение героя происходит из природы — из туши оленя. И если бы я вылезал из его живота в трусах, вряд ли это было бы оправдано. Есть такое понятие «родился в рубашке», но не в трусах же… Там и свет работает. И прекрасный текст Ибсена. Мне кажется, это всё имеет своё воздействие. Я очень боялся этого момента, страшно было только начинать, но когда это случилось, пришло освобождение, та самая свобода.

 

— Вы волнуетесь перед премьерой, перед выходом?

 

— Да, порой доходило до панических атак. Года два назад ещё сильно трясло, может, потому что начинаешь взваливать на себя излишнюю ответственность. И думаешь: это же та самая роль!

 

— И все ждут чего-то особенного?

 

— Да, думаешь, как сейчас это выйдет? И начинаешь в себе это разгонять. Стоишь на сцене, зрители на тебя смотрят, софиты «долбят», а ты стараешься перебороть свой страх.

 

— Про панику это и зрителям знакомо, когда в «Пере Гюнте» к ним обращаются актёры, задавая вопросы, — очень неожиданно.

 

— В основном люди не идут на контакт, теряются. Получается, актёр сломал вот эту черту, вышел к людям, нарушил зрительское пространство. И людям становится неуютно. Но в чём прелесть — вопросы, которые задают наши ребята, не проходные: кто ты, что делаешь? Зрители получают впечатление, и это в любом случае остаётся с ними. Этот момент человек не забудет.

 

— Мне кажется, «Старый дом» всё чаще вторгается в пространство зрителей, пытаясь сделать их соучастниками.

 

— Да, это очень интересно. Ну, например, как в том же спектакле «Трилогия. Электра. Орест. Ифигения в Тавриде», когда мы постепенно ломаем эту рамку. В первой части взаимодействия со зрителем практически нет, во второй части мы уже включаем зал, то есть мы их видим. И зритель сидит, сидит и вдруг обнаруживает, что он тоже участник спектакля, а в третьей части мы уже совсем рядом. За эти пять часов они так к нам привыкают, что сами начинают показывать что-то, общаться с нами, мы для них становимся родными… Это классное ощущение, когда зритель становится соучастником действия, когда он тоже несёт некую ответственность за спектакль, за его целостность. Бывает ведь и такое: пришёл зритель и не выключил телефон, для меня это непостижимо.

 

— Зритель-разрушитель?

 

— Мы об этом часто говорим. Или вот эти реплики из зала. Выделите, пожалуйста, это крупным шрифтом: МЫ ВАС НА СЦЕНЕ СЛЫШИМ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ВЫ НАС В ЗАЛЕ!

 

Жду чего-то хорошего

 

— Вы сами социопат?

 

— Да.

 

— Как это проявляется?

 

— Наверное, я не всегда считаюсь с эмоциями и чувствами других людей. Часто свои интересы ставлю выше интересов близких — ту же работу. Когда я занят профессией, я замыкаюсь в себе, и меня в этот момент никто не интересует, кто бы это ни был, даже родители. Я понимаю, что это плохо, получаю смс от мамы: что ты не пишешь, где ты пропал. Оказывается, прошло два дня, а я даже не вспомнил, что нужно написать домой… Готовясь к спектаклю, я читал литературу и всё время ждал, когда же обратятся ко мне, лично. А мне что с этим делать?

 

— Спектакль отвечает на эти ваши вопросы?

 

— Думаю, да. Надеюсь, это как-то повлияет на меня. Как с Лопахиным, мне пришлось из себя достать некие состояния. Я действительно оперировал своими эмоциями и чувствами, которые были у меня в определённый момент. И сколько этот спектакль игрался, я всё это из себя выбрасывал, выбрасывал и в какой-то момент понял, что меня это больше не волнует, я это вычерпал из себя. И мне стало легче, и на роль я как-то сразу иначе посмотрел, и на свою работу.

 

— Возвращаясь к Гамлету: когда эта последняя минута наступит или, может быть, уже сейчас, в этот период жизни, вам открылся высший смысл, зачем вы здесь?

 

— Мне кажется, да. С каждым месяцем, с каждой неделей растёт новый человек. Надеюсь, когда он появится, то поможет мне ответить на этот вопрос. А случится это уже в сентябре. И тогда я, возможно, пойму что-то очень важное в себе. Пока я разбираюсь с работой и постоянно шепчу этому человеку, что я уже люблю и жду его, жду момента, когда он придёт в этот мир, увидит меня — не социопата, не какого-то Лопахина, или Иудушку, а меня, своего отца. Мне хочется, чтобы он мог гордиться мной либо чтобы другие люди могли ему сказать про меня: твой отец действительно стоящий человек.

   

Марина ШАБАНОВА |  Фото Валерия ПАНОВА

9
 
По теме
Ирина Керученко: «В этом произведении все сошли с ума. Буквально!» 25 Апреля 2018 На большой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Игрок» по роману русского писателя, философа и публициста Федора Достоевского.
22 апреля в Дом ученых приедет новосибирский театр «Заводной апельсин». В нем, помимо штатных актеров, работают еще и приглашенные – из «Глобуса», «Красного факела», «Старого дома»...
27 марта 2024 года Новосибирский областной суд рассмотрел материалы уголовного дела по апелляционным жалобам на приговор Калининского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2023 года,
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости