Марина ШАБАНОВА
Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Евгения ИВАНОВА
Древняя африканская традиция принесения в жертву близнецов легла в основу сюжета новой постановки балета Игоря Стравинского «Весна священная», представленной на этой неделе «сибирским Колизеем».
Столетие шедевра
В этом году весь балетный мир отмечает столетие шедевра Стравинского, театры ставят свои постановки, приглашают на фестивали по случаю юбиляра. «В воображении моём совершенно неожиданно… возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой “Весны священной”», — писал в «Хронике моей жизни» Игорь Стравинский. Над балетом работала выдающаяся команда единомышленников: автор декораций и костюмов — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев. Премьера состоялась 29 мая 1913 года в Париже, в театре Елисейских Полей. К слову сказать, современники не оценили этого труда. Новая эстетика и авангардный язык балета поверг их в шок. Однако именно смелость хореографического инструментария, энергичного, наполненного музыкального материала и предощущение времени стали главными в дальнейшей истории «Весны священной». За постановку и разработку балета впоследствии брались ведущие модерн-хореографы.
— Моей главной целью, начиная с прошлого сезона, было уговорить руководителя балета и директора театра поставить здесь «Весну священную». Мы не могли пройти мимо такого юбилея. И я благодарен Игорю Анатольевичу, что он быстро нашёл талантливого хореографа для этой постановки, которым стал Патрик де Бана, — рассказывал накануне открытия Шестого фестиваля балета Айнарс Рубикис , музыкальный руководитель и главный дирижер НГАТОиБ. — Если посмотреть афишу театра, получается, что у нас нынешний год — год Стравинского. Это опера в одном действии «Мавра», балет «Пульчинелла»… Когда же Патрик де Бана сказал, что после «Весны священной» никто из артистов не сможет больше ничего танцевать, мы решили дополнить вечер музыкой Стравинского, чтобы это было на одну тему.
Так в первом отделении вечера прозвучало концертное исполнение «Свадебки» Стравинского, премьера которой, кстати сказать, состоялась ровно девяносто лет назад — 13 июня 1923 года в Театре «Гете-Лирик» в Париже. Стравинский выбрал для этого произведения неожиданное инструментальное сопровождение: четыре рояля и шесть групп духовых инструментов. Этот музыкальный ряд расставлял акценты в богатом обрядовом исполнении поющих — из речей невесты, жениха, родителей, гостей. Его, словно узор на богатом ковре, старательно «выткали» солисты и хор театра. Особенно ярко прозвучало сопрано Ольги Колобовой, хотя постарались все. Оттого, когда прозвучали финальные ноты, маэстро Рубикис каждому из солистов и музыкантов лично пожал руку и поприветствовал хор.
История с корнями
На полтора месяца Патрик де Бана оставил все свои дела и приехал в Новосибирск, чтобы поставить здесь свою «Весну священную».
— Редко кто может позволить себе в таком занятом режиме, как у Патрика де Бана, выдающегося танцовщика и хореографа, только что закончившего постановку балета Стравинского «Аполлон Мусагет» в Японии, приехать на полтора месяца и заниматься плотно одним проектом. Создавая свою уникальную хореографию «Весны священной», он работал «с нуля», — говорит художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский .
Постановка действительно получилась оригинальной — и по смыслу, и по содержанию. Действие «Весны священной» из Древней Руси перенеслось в Африку. Сам Патрик называет это зовом крови, ведь по отцу он — нигериец, а по матери — немец.
— Я ощущаю эти два разных мира, поэтому создание и постановка балета «Весна священная» Игоря Стравинского стали для меня путешествием в прошлое, к моим корням. Именно сила, чистая энергия и дикая первозданность музыки Стравинского сильно меня привлекают. Это происходит на уровне чувств, — поясняет Патрик де Бана .
Действие происходит вне времени и пространства. Божественное существо Ибеджи — близнецы, юноша и девушка, выходящие «из чрева языческих катакомб». Её трогательная обречённость, покорно принявшей свою участь, и его стремление убедить сестру бороться за освобождение. Появляются враждующие Племена Солнца и Луны — воплощённые земные страсти, погрязшие в бедах и войнах. Чтобы избавиться от несчастий и прекратить распри, они решают принести в жертву тех, кого боятся и кому одновременно поклоняются — этих двоих в белом…
Этот редкий балет не о любви. Он о жертве, человеческих заблуждениях и страстях. Здесь всё на контрасте — белые воздушные одежды обреченных, длинные утяжеляющие юбки враждующих, плавные перетекающие движения идущих в небытие и энергичные резкие воинствующие танцы тех, кто убивает, одновременно обожествляя жертву…
Невероятной красоты ансамбль «близнецов» — Веры Сабанцевой и Романа Полковникова поддержан сильной групповой частью племён, в которой заняты практически все солисты балета. Оттого так ровно на высоком уровне исполнена эта неожиданная для нас «Весна священная», раскрывшая труппу в каком-то совершенно новом качестве. И это действительный успех! Зрители долго не отпускали со сцены артистов и постановочную группу во главе с Патриком де Бана: художника-постановщика Алена Лагарда (Франция), художника по костюмам Штефани Боэрли (Германия), художника по свету Джеймса Анго (Франция). Как заметил специально приехавший в Новосибирск на премьеру руководитель балетной группы Венской оперы Мануэль Легри, эту постановку «надо провезти и показать по всему миру».
«Щелкунчик» переоденется
Вслед за успешной премьерой, подводящей итог нынешнему сезону, с большим энтузиазмом воспринимаются планы балетной труппы на новый сезон, которыми с журналистами поделился Игорь Зеленский. В репертуаре театра появятся три одноактных балета, к созданию которых приглашены Эдвард Льянг, известный новосибирской публике по «Шёпоту в темноте», и Дэвид Доусон, один из наиболее уважаемых и востребованных хореографов в мире классического балета.
Масштабных финансовых затрат и человеческих ресурсов потребует обновление балета «Щелкунчик», художником-постановщиком которого выступит Эцио Фриджерио.
— Господин Фриджерио один из самых знаменитых людей эпохи и очень трогательно относится к своему делу. Он осуществил грандиозные постановки в Большом театре — «Аиду» и «Cпящую красавицу». Вся последняя сцена в нынешнем «Щелкунчике» у нас идёт на одном заднике, Фриджерио придумал менять декорации с каждым новым танцем: герои двигаются в карете, переезжая из страны в страну, наконец, приезжают в марципановый дворец, он открывается и начинается «Розовый вальс». Это очень серьёзно по масштабам и смене декораций, а самое главное — уникально и интересно. Поскольку дело происходит во дворце, ёлка будет громадная, на всю сцену, уже сейчас в Риме думают, как её сделать. Над костюмами работают в Милане. Зеленский планирует задействовать в этой постановке воспитанников хореографического училища, чтобы роли детей исполняли дети, а не взрослые артисты. С этой постановкой у худрука связаны большие планы, и он уже ведёт переговоры.
— Мы сразу планируем сделать спектакль в двух вариантах — для домашних показов и для гастролей. Уже есть заказ из Лондона, с этим спектаклем мы поедем на Бродвей и представим его на «Золотую маску». Но главная наша задача — создать здесь большой праздник для зрителей Новосибирска. На Новый год мы дадим сорок спектаклей, устроим самую большую губернаторскую ёлку с подарками и выходом артистов в фойе к детям. У меня самого трое детей и я понимаю, как важно показывать детям качественные спектакли, прививать хороший вкус.
Ещё один выдающийся балет — «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева — должен пополнить копилку НГАТОиБ в будущем году. За эту работу возьмётся звезда мирового балета, талантливый хореограф-постановщик датчанин Йохан Кобборг, недавно поставивший «Сильфиду» в Большом театре.
— Йохан будет делать свою версию хореографии по всему нотному материалу в ключе Макмиллана — в классическом варианте, но с современной энергией. Он также привезёт весь пакет: декорации, костюмы, свет. Мы работаем над этим проектом совместно с финнами, так постановка обойдётся дешевле. Покажем здесь несколько спектаклей, затем отдадим им на шесть недель, и снова вернём сюда. Истории с «Макбетом» Курентзиса, которая уехала от нас и не вернулась, не повторится, — заверил Зеленский.
Остаётся добавить, что ещё до завершения нынешнего сезона зрителей ждёт насыщенная программа. Гастроли израильской танцевальной труппы «Батшева Данс Компани» со спектаклем из девяти номеров «Deca Dance». Концерт британского камерного оркестра «Северная симфония», который третий год сотрудничает с дирижёром Айнарсом Рубикисом, регулярно выступая в Великобритании и за её пределами. 22 июня оркестр выступит и в составе исполнителей «Военного Реквиема» Б. Бриттена. В день города, 30 июня, на площади перед театром состоится музыкально-световой перфоманс «Open Air Concert» — «Концерт на открытом воздухе» на музыку Филиппа Гласа в исполнении симфонического оркестра театра. 3 июля на свой творческий вечер приглашает народный артист России Игорь Зеленский, в программе одноактные балеты «Кармен» и «Шехеразада».
Автор: Марина Шабанова — журналист