ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП – ФЛАМЕНКО
Дорогие друзья! Мы начинаем цикл встреч с руководителями танцевальных студий. Мы постараемся встретиться с теми, кто выбрал Танец стилем своей жизни, постоянно совершенствуется и готов делиться своими знаниями с другими. Это не рекламные статьи, это лишь повод задуматься и изменить свою жизнь, начав ТАНЦЕВАТЬ. Что это за танец будет – сальса, аргентинское танго или фламенко – решать вам! Главное – решиться и прийти заниматься. А перед тем, как вы сделаете первое движение в зале или дома, мы расскажем вам про суть основных танцевальных направлений в Новосибирске. Начнем с фламенко.
ИСТОРИЯ
Фламе́нко—обозначение южно-испанской народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьезный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегченный, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует более 50 подклассов (жанров), точную границу между которыми порой провести трудно. Истоки фламенко находятся в мавританской музыкальной культуре. Огромное влияние оказала на фламенко повлияла цыганская культура— многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. Цыгане в XV веке прибыли и расселились по южному побережью страны в провинции испанской Андалусии из Византии. Они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные мавританские, еврейские и собственно испанские традиции. Вот из этого сплава музыкальных направлений, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко. Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой и фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу. Хотя до сих пор В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы. Кроме этого, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения часто препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитаристов, танцоров, певцов передается от мастера к ученику.
МЕККА ФЛАМЕНКО
Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности. Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит один раз в два года в Севилье под названием «Bienal de Flamenco». Этот фестиваль был основан в 1980 году. Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов. В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «GUITARRA». Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании.
СУТЬ И СМЫСЛ
О том, «Что так трогает душу русских красавиц в столь экзотическом искусстве?» мы разговариваем с руководителем мастер-студии фламенко «ЭНТРАДА» Василисой Ващенко.
Не секрет, что в России танцуют фламенко в своем большинстве именно женщины.
Так чем же привлекает этот непростой танец, это загадочное искусство наших русских девушек и женщин?
Ответ прост и сложен одновременно. Фламенко позволяет оставаться королевой в повседневности. Три раза в неделю современная женщина становится раскованной, свободной и обретает такие качества, которые позволяют оставаться женственной, дикой и агрессивной. Добавим сюда сложный ритм, абсолютное владение своим телом, красивые и изысканные костюмы. Какая настоящая женщина устоит перед этим сплавом?!
Как Вы пришли во фламенко?
Это было много лет назад. После спортивного гимнастического и танцевального опыта, с возрастом я пыталась найти что-то такое, что позволило мне оставаться тренированной и поддерживать спортивную форму. У меня есть любимые летние и зимние виды спорта, которыми я всегда занималась – горные лыжи и виндсерфинг. Но кроме них, хотелось быть в музыке, в ней и поддерживать гармонию в этом. На конкурсе бальных танцев я впервые увидела слово – ФЛАМЕНКО. Оно было как полет птицы высоко в небе. Дело было зимой, но я словно увидела яркое синее небо и высоко белую птицу. Такая поэзия в середине декабря. И закрутилось. Моим первым педагогом была Катерина Карнецкая. Красивая, испанская, профессиональная, она дала первый импульс. Потом было много педагогов у нас в России и в Испании. Всех их не перечислить. Но настоящая любовь пришла в Испании, в Севилье и вот уже много лет подряд фламенко живет внутри.
Вспомните самые яркие моменты в танце?
Если честно, то помню каждое мгновение! Но особенно тогда, когда я танцевала рядом с океаном или морем, на земле и часто босиком. Мексика, Испания, Норвегия, Греция… Ветер, волны, песок под ногами и бешеный ритм внутри сливается с ритмом гитары и голосом кантаора…. Ради этого стоит жить! Мы танцевали на берегу Телецкого озера, в беседках ночной Москвы и Питера, и конечно – родного города. Был опыт танца с лошадьми, когда конь с всадницей вступал в диалог на равных со стоном гитары, ритмом пальмерас и страстью байлаоров. Кстати, лошади – отличные танцоры! В испанском Кадисе и Хересе на представления, где выступают опытные наездники на великолепных лошадях, стекаются гости со всего мира! При всем при этом Фламенко с моей точки зрения – камерное. Это великое таинство, которое не подвластно времени и не терпит толпы. Интересно, что на цыганское паблао попасть крайне трудно. Танцор или танцовщица должны это заслужить.
Раскройте эту тайну – что там такого происходит на сцене?
Обычно само это явление происходит спонтанно, хотя и спланировано. Первой звучит музыка, потом подключается кантаор, пальмас. В воздухе натягиваются тонкие струны напряжения, восторга и чувств. Они могут быть и печальные и радостные. Главное, что все это настоящее, как, правда жизни. Байлаоры вступают не сразу, лишь по внутреннему толчку – «Вот сейчас, сейчас, сейчас!» Творческое напряжение растет, с каждым звуком сердце зрителей наполняется непередаваемым чувством. Одновременно хочется и смеяться, и плакать, и лететь куда-то, расправив руки - крылья. Зрители во фламенко – такие же полноправные участники, как и коллектив. Гости заполняют пространство удивительным образом: переживают вместе, поют, танцуют. Все вместе! Поэтому не бывает фламенко под фонограмму. Оно возникает только тогда, когда все ВЖИВУЮ! Именно по этой причине, в России мы прошли столь сложный путь. То, что происходит во время концерта нельзя описать словами. Это то самое дуэде, о котором так много говорят. Испытав это чувство однажды, я, как танцовщица хочу переживать его вновь и вновь. На таких концертах не разрешают снимать видео или фотографировать. Как можно остановить страсть, любовь, смерть? Как запечатлеть красоту с привкусом крови на губах? Это состояние лишь остается в памяти. Посмотрите на испанских исполнителей - статные, с глубоким и отрешенным взглядом, горделивые. Такие могут жить только на свободе. Фламенко и родилось, как возможность людей быть свободными в любых сложных условиях.
Что общего у русских и испанцев?
Я бы сказала – много разного. Испанцы с самого рождения находятся в насыщенной позитивной энергией атмосфере: яркое солнце, веселые люди, абсолютная внутренняя свобода. Это трудно передать, но я постараюсь. Представьте себе Севилью: старинные дома, каменистые улицы-тропинки, каждая квартира имеет свой мини-сад. Представьте вечернюю площадь. Возле многочисленных кафе стоят столики. Все они заняты многолюдной толпой горожан и гостей. Гомон везде, бегают дети, бродят собаки. И вдруг где-то на краю площади кто-то начинает петь, из ниоткуда возникают гитаристы, начинают подхватывать и вести дальше мелодию и всю толпу за собой…. Дальше, дальше, дальше…Фламенко начинает править миром. Как тут не затанцуешь. Хотя не все испанцы любят фламенко. Некоторые так и говорят – народное искусство. Но Севилья – почти вся фламенковская. У моих испанских друзей шестимесячный малыш прыгал на коленях у мамы под сложнейший компас булерии. Он и в животе слышал хриплый голос дяди- кантаора. Да и мамочка так отчаянно дробила перед родами! Так что у Филлипе не будет другого выбора, нежели быть с фламенко всю оставшуюся жизнь. Но уже и наши малыши подрастают. Хотя лично я отношусь к фламенковскому обучению детей в России очень серьезно. Самой юной танцовщице в нашем коллективе всего восемь лет. Но учим мы ее с рождения! И хотя и в три, четыре, пять лет она уже выходила на сцену, думаю, что у нее все еще впереди. Все - таки фламенко- танец мудрости, зрелости, выдержанности. Зачем детей лишать танцевального детства? А фламенко – это королевская взрослость.
Чем занимается Ваша студия?
К нам приходят лишь те, кто уже влюблен в этот танец. Кто-то учится полгода, кто-то три урока, кто-то все время вместе. Мы лишь даем направление – куда двигаться дальше. Влюбляем во фламенко еще больше. И торжественно сообщаем на каждом занятии – мир фламенко настолько сложен и многогранен, что освоить его за несколько лет занятий невозможно. Для еженедельных занятий в Новосибирске есть несколько школ фламенко в разных концах города. Так что желающие легко могут их найти. Хотя есть такие танцоры, которые во время мастер-классов понимают, что данное направление не его или не ее. Но это тоже отличный результат. Есть повод выбрать то, что по душе.
Что бы Вы пожелали всем тем, кто танцевать хочет, но не решается?
Вы же видите – сколько новых танцевальных направлений появилось за последние 15-20 лет? Остается лишь выбрать тот танец, который на душу ложится. Танец - это не фитнесс и не гимнастика. Это ощущение намного шире, чем просто желание иметь тугую попу или квадратики на пузе. Хотя это тоже хорошо, что в результате упорных тренировок получается такое подтянутое тело. Но мы, спортсмены видим и знаем тех, кто прекратил качаться и превратился в круглые и пушистые шары. С возрастом в спортивный зал заманить несколько труднее. А вот танцы дают много возможностей. И одна из них – танцевать всю жизнь, получая от этого истинное удовольствие! Приобрести новых друзей, ездить на семинары, участвовать в постановках и фестивалях – отличный стимул! И это так здорово!
Важный элемент образа танцовщицы — традиционное платье или юбка, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье до пола, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок.
Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.
Характерное выступление фламенко с пением и гитарным аккомпанементом, состоит из серии частей в различных стилях. Каждая часть представляет собой набор стихов (называющихся copla , tercio или letras ), которые перемежаются гитарными интерлюдиями называемыми falsetas . Обычно гитарист также исполняет короткое вступление, которое задает тональность, компас и темп песни.
Понятия компаса является фундаментальным для фламенко. Часто компас переводят как просто ритм, однако он требует более тщательного объяснения, чем в привычных стилях музыки. Если фламенко исполняется без гитариста, компас задается хлопаньем ладоней или постукиванием костяшками пальцев по столу. Гитарист для задания компаса может использовать прием игры расгеадо или удары по верхней деке или обечайке. Смены аккорда подчеркивают самые важные доли такта.
«Дуэнде» — душа фламенко, также переводится с испанского как «огонь», «магия» или «чувство». «Лишь к одному дуэнде не способен — к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря».
Вплоть до второй половины XIX века цыганки исполняли фламенко босиком.
Мария Радова, Иван Балашов,
Фотографии из архива Василисы Ващенко