Считанные метры - и он словно парит в воздухе. Самолет с рабочим названием «ТВС-2-ДТС» взял от легендарного Ан-2 лучшее – взлетные характеристики. Он тоже биплан, а значит ему достаточно короткой посадочной полосы. Неприхотливый: взлетит с просеки и сядет в чистом поле... На этом сходство заканчивается.
Константин Масленников, ведущий конструктор ОКБ СибНИА: «Носовой отсек фюзеляжа , включающий кабину – он отличается от ан-2. Это принципиально-новая конструкция»
Не просто кабина другая. Новосибирские авиаконструкторы создали принципиально новый самолет. Причем в рекордный срок – за год. Пригодился опыт модернизации АН-2 – с 2015го в СибНИА дарят кукурузникам вторую жизнь - с турбовинтовым сердцем. Американский мотор, как лучший пока на рынке , поставили и здесь. Но главного на мониторе не увидеть. То, что сделало этот самолет особенным - композитный материал, карбон.
Вот он – черный, как уголь. Весь - из углепластика. Цельнокомпозитный самолет собирают впервые в России.
Павел Ракитин, начальник бригады по сборке: «Ну да, мы чувствуем гордость, что будет самолет. Новый. Из новейшего материала, из карбона».
Карбоновая птица сможет поднять три с половиной тонны груза – в два раза больше кукурузника. И полетит быстрее – 350 километров в час - и дальше - на четыре с половиной тысячи километров. Супер-способности - благодаря углепластику . Он - прочнее и легче металлов. Его – проще обрабатывать. Он позволил авиаконструкторам творить.
Оксана Тарасенко, корреспондент: «Новый самолет создавался вот на этом столе. Как в швейных мастерских раскраивают платье, так и здесь раскраивали детали нового самолета. Правда, вместо людей – вот эта супер-машина, а вместо ткани – вот такое углеволокно».
В листах карбоновые нити - в одном направлении. Листы кладут друг на друга – и запекают в монолит. Задача - подобрать количество слоев и направление нитей.
Владимир Барсук, Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина: «То есть ее можно вот так , вот так положить? Направлением регулируется прочностные характеристики изделия. Если мы сделаем больше слоев повдоль – он на растяжение более прочный. Если поперек – то на растяжение более хрупкий, но держит нагрузку по диагонали».
Под каждую деталь – новосибирцы подобрали нужные соотношения. Перебрав тысячи вариантов. Проведя тысячи испытаний. Кстати, укладывать листы доверяли и прекрасной половине института – в кропотливой ручной работе пригодилось женское терпение и внимание. Как папье-маше – из слоев углеволокна на болванках - матрицах - формуют детали.
Первые в жизни 20 минут в небе – и ТВС-2-ДТС – мягко приземляется на том же чкаловском аэродроме, где ровно 70 лет назад взлетел первый прототип АН-2. Символично. Но если кукурузнику пришлось полвека завоевывать звание легенды и рекордсмена книги Гиннесса, то новичок запрыгнул в вагон истории – с разбегу. Он теперь навсегда - первый в России цельнокомпозитный самолет. Но и это – лишь вершина айсберга. Но готовая машина – лишь вершина айсберга.
Владимир Барсук, Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина: «Мы сегодня отдаем государству не конкретно самолет – кукурузник. А мы передаем комплекс производства и сбыта. Технология по изготовлению – вот она такая, требуется вот такое оборудование. Самолет идет взамен таких-то самолетов».
Производство машин такого класса Россия потеряла в Перестройку. Как и местное авиасообщение. Аннушки перестали летать в райцентры, большинство аэродромов - закрыты. Сегодня 80 процентов самолетов на местных воздушных линиях России - старые кукурузники. Доживают. В то же время в США – серийное производство для малой авиации поставлено на поток. И цельнокомпозитный вариант – уже норма... А потому государство поставило перед сибиряками сверхзадачу: сделать шаг вперед – в отечественном авиастроении. И в СибНИА предложили решение - проект завода под ключ. Минимум 20 самолетов в год.
Первый перелет - на аэродром Мочище. Уже в фирменной бело-синей ливрее СибНИА. Но внутри - еще заметен тот же черные, как уголь, карбон.
Обшивка и оборудование будет зависеть от того, кто будет эксплуатировать борт. Почта России, санитарная авиация или руководство нефтяной компании присмотрит его для полетов на крайний север. Радикальные отличия - от АН-2 оценят и сами летчики. Так называемая стеклянная кабина - где пилоту в помощь современное цифровое оборудование. Здесь, например, две системы спутниковой навигации, которые дублируют друг друга. И сама кабина более просторная и менее шумная, чем в кукурузнике.
Владимир Барсук, Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина: «В кабине тихо, удобно - после летных испытаний кресла будут более удобные. Откидывать спинку. длительные полеты.. пилот – отдохнуть, предусмотрен автопилот при длительных перелетах - основной инструмент для работы летного состава».
Новый самолет проще в обслуживании, чем его предшественник. Турбовинтовой двигатель заведется без подогрева и на морозе в минус тридцать восемь. Ау, заказчики с севера. Для сравнения - к АН-2 несли печку, если температура воздуха ниже плюс пяти. И летает ТВС2ДТС на керосине, что гораздо дешевле.
Правда, прокатили нас - только по дороге на заправку. Подниматься в небо на предсерийном образце имеют право только летчики-испытатели. А мы - с восхищением следим, как легко и неторопливо они взмывают в небо.
Без посадки он может пролететь на полной заправке - 25 часов. А инструментальная система захода на посадку позволит приземлиться при любой погоде. За несколько тысяч километров отсюда, в Москве, на Международном авиакосмическом салоне.