Геннадий Пыстин: Лучше аплодисментов только счастье в глазах женщин

Ему было много дано от рождения — абсолютный музыкальный слух, избыточная энергия и артистизм. Он верно распорядился талантом — выступает 300 дней в году, а в остальные дни репетирует и пишет стихи, музыку и прозу

ЗАСЛУЖЕННОМУ артисту России, лауреату международной премии DUO KODAMA, известному далеко за пределами нашего города и страны пианисту Геннадию Анатольевичу Пыстину на днях — 13 апреля — исполнилось 60 лет. А сегодня, в пятницу, 26 апреля, он даст юбилейный концерт в Камерном зале филармонии.
      Впрочем, давать концерт будет не один лишь виновник торжества, у которого даже не двойной, а тройной юбилей. 40 лет он выступает как артист филармонии и 25 лет играет в фортепианных дуэтах, был и остается лидером «дуэтного движения» в стране.
      Интересно, что в свое время первое же сольное выступление со студенческим оркестром под управлением Арнольда Каца в 1975 году сделало Пыстина обладателем первой премии на конкурсе консерватории. А далее он — ученик Михаила Богуславского, закончивший аспирантуру у Виссариона Слонима, — чем только не занимался: служил концертмейстером, солировал, преподавал, а всему богатству исполнительских возможностей предпочел все же партнерство в фортепианных дуэтах. Геннадий Анатольевич не только брал на себя ответственность, организуя, возглавляя как арт-директор фестивали дуэтов в России, но и выпустил множество нотных сборников — обработок великих произведений для фортепианных дуэтов. У него масса последователей, учеников. А уж точно воспроизвести географические маршруты, перечислить города, где он гастролировал и снискал успех, кажется, не способен и он сам, ведь одних лишь зарубежных турне был не один десяток. Накануне юбилейного концерта Пыстин с таким подъемом и азартом репетировал, что, я полагала, самым приятным будет вопрос о программе вечера.
      — Если б я знал! — воскликнул Геннадий Анатольевич и, три секунды подумав, заявил: — Даже если бы я знал, то не сказал бы. Я не сторонник того, чтобы раскрывать интригу заранее. К тому же мои гости — музыканты из Красноярска, Барнаула, Томска и других городов — держат в тайне, какие пьесы готовят. Мне самому хочется, наконец, исполнить несколько своих песен, а я их сочинил не так много. Я надеюсь, примут участие мои педагоги, в их числе Мэри Симховна Лебензон, — считаю ее гениальной пианисткой. Она и как педагог, и как пианист — гранд-персона не только для города и страны, она — мировая величина. Надеюсь, придет Игорь Цыганков, с которым мы когда-то случайно познакомились в хоровой студии «Журавушка», создали дуэт и выступали вместе 13 лет.
      — Помню, о вас с Цыганковым говорили — «виртуозность, помноженная на два». А вот твоих песен, Гена, я никогда не слышала.
      — Правильно, Ира, я никогда и не стремился их обнародовать. Я сочиняю не как песенники, не шлепаю мелодии, как на конвейере, подстраиваясь под формат, под заказ. Сочиняю по вдохновению, по настроению. Редко. Зато мои песни настоящие.
      — А какое настроение для тебя как для автора песен наиболее продуктивно? Радость, оптимизм?
      — Нет, наоборот, мне хочется петь, когда я влюблен или когда нахлынет острое чувство одиночества, горечь от несбывшегося, несбыточного. Любые личные переживания. Мне кажется, каждый человек порой испытывает одиночество, боль разочарований. Я в такие периоды люблю находиться на даче, где стоит мое первое пианино, есть книги и ноты. Тишина, созерцание природы очень способствуют сосредоточенности, самоуглубленности.
      — Стихи, тексты к своим песням сам сочиняешь?
      — Я иногда пишу стихи. Но песни мои на стихотворения настоящих поэтов — Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Признаться, я и книгу давно уже пишу, хочу рассказать о нашем времени и мере музыки в нем, о своем детстве, о друзьях и соперниках, о моих учителях. Кстати, все они живы, и это просто счастье!.. Представляешь, я, будучи на гастролях в Северске Томской области, убедился, что жива моя первая детсадовская воспитательница. Сходил там в свой детский сад, хотел посмотреть на зал, где у нас происходили музыкальные занятия и утренники, хотел увидеть то пианино, прикоснуться. Не пустили! Но заверили, что в зале стоит тот же инструмент «Красная Сибирь». Зато после концерта, выступления в ДК я поклонился залу и рассказал, что когда-то именно здесь, сидя в седьмом ряду, впервые в своей жизни смотрел оперетту. Огромное получил впечатление — спасибо маме. Мама меня маленького водила на взрослый спектакль...
      — Она имела отношение к искусству?
      — Мама имела отменный слух и, главное, великолепный сильный голос, лирико-драматическое сопрано. Самоучкой научилась играть на гитаре, сама себе аккомпанировала. Она сама не сознавала, какие у нее богатые данные. Ей ходить на концерты и спектакли было особо некогда — работала в больнице, постоянно брала дополнительные дежурства, конечно, сильно уставала. Да и в Северске выбор зрелищ тогда, в 60-е годы, был небогат. Но дома мама часто напевала, пока суп варила или уборку делала, и, естественно, пела в праздники, когда гости собирались. Мама ушла из жизни в 87 лет, но у нее до последних дней оставался сильный, звонкий, как у девушки, голос.
      Кстати, моя старшая сестра Галина, родившаяся в Берлине в 1949 году, стала врачом-реаниматологом, пошла по маминым стопам. Очень многих людей спасла, с того света вытащила. И не перестает обо мне беспокоиться, постоянно опекает и оберегает, как маленького, поэтому я прозвал сестру «мать Тереза».
      — А что тебе передалось от папы?
      — Мой папа — кадровый офицер, прошел всю войну, служа главврачом кавалеристского полка. Откровенно рассказывал мне, что случались и «драп-марши», когда ретировался через лес, саблей ветки рубил и однажды нечаянно отрубил краешек уха у своего верного коня Баяна. Но, конечно, больше было героических ситуаций, таких, когда он под пулеметным огнем тащил раненых с поля боя. Чем старше папа становился, тем он чаще вспоминал бойцов, которых не дотащил до медсанбата, они умерли у него на руках. Эти потери он не смог забыть, они сделали его сентиментальным. Отец вернулся с фронта израненным, у него постоянно что-то болело. Рано ушел от нас, ему было всего 54 года. Сидел за столом, подписывал открытку однополчанину к 23 Февраля, цитировал стихи о войне и так расчувствовался, что сердце не выдержало: обширный инфаркт, мгновенная смерть. Он просто упал лицом на ту открытку и больше не шевельнулся.
      Я потому так подробно рассказываю о родителях, что постоянно чувствую, чей я сын. Мне от мамы передалась музыкальность, а от папы — сентиментальность, а еще потребность служить Родине. Я считаю, что я служу своей Отчизне тем, что исполняю великую музыку, стремлюсь исполнять ее как можно лучше, отстаиваю музыкальную честь России на международных фестивалях. Ты думаешь, это громкие слова?
      — Нет, это совершенно естественно — любить родителей, любить Родину, стремиться служить ей. У тебя, патриота, можно и не спрашивать, почему ты не уехал, когда многие «валили» из страны, музыканты вообще массово эмигрировали в начале перестройки и экономических реформ. Выступать-то было негде, пустые залы и отсутствие зарплаты.
      — Я как-то никогда не переживал о еде и кошельке, мне было важно заниматься музыкой. Свою профессию ни на что не променяю.
      — Не сомневаюсь. Мне хочется разобраться, откуда взялась твоя огромная потребность в дружбе. Константин Райкин недавно высказался: «Чем старше становишься, тем труднее найти своих. Круг сужается». Неужели тебя не подводили, никогда не предавали те, кого ты мнил друзьями? Как тебе удалось не сузить их круг?
      — Кстати, отчасти я согласен с Райкиным и поспорить готов. Предательства случались, меня не предавала одна лишь музыка. Я далеко не все готов простить окружающим, близким, но после фиаско не замыкаюсь, все равно открыт людям. Нуждаюсь в дружбе.
      Вот в этой связи вспоминаю детство. Я был самым маленьким по росту в своем классе, где все мальчишки занимались фехтованием, причем небезуспешно. Из-за роста я даже не совался в секцию саблистов. Меня родители определили в музыкальную школу не потому, что верили в мое светлое музыкальное будущее, а просто чтобы без дела не болтался. Хотя наш сосед-музыкант рано определил, что у меня абсолютный слух. Он ставил меня спиной к пианино, нажимал клавишу, и я безошибочно называл ноту, находил ту клавишу. Особенно изумляло соседа, что я любую мелодию мог подобрать по слуху еще в пять лет, причем играл сразу двумя руками. Разумеется, я постоянно желал взять реванш перед сверстниками-переростками и добился того, что на переменах и после уроков девочки вокруг меня гурьбой вились, поскольку я им популярные мелодии из кинофильмов, песенки играл на пианино. Парни-одноклассники дико ревновали, прямо ненавидели меня. Еще я втайне самостоятельно тренировался, и когда наступила зима, я всех рослых тренированных мальчишек на целый круг обгонял на лыжне в школьном дворе. Они не знали, что лыжи были излюбленным занятием у нашей семьи, у друзей семьи. Я и в пять лет прямо рыдал от горя и злости, когда меня, шкета, взрослые обгоняли. Рвался вперед из последних сил, превозмогая боль в мышцах, хватая ртом воздух.
      — То есть у тебя с детства проявилось упорство в том, чтобы стать первым, лучшим?
      — Ну а как? Было бы странно желать стать последним. По-моему, все дети и подростки совершают рывки в развитии, чтобы их не затерли сверстники, чтобы в чужих и своих глазах не сплоховать. Иначе как себя уважать? И как завоевать авторитет у сверстников? А дружба, как и любовь, предпочитает равных. Слабого, к сожалению, обязательно будут обижать, предавать и т. д.
      Потом, в старших классах, подростком я учился уже не в Северске, а в новосибирской музыкальной школе. Анна Ефимовна Аптекарь, мой педагог, заметив, что я ленюсь, так все умно обставила. Она меня перехитрила, сыграла на моем самолюбии: нарочно занижала оценки и никогда не хвалила. Три. Три с минусом. Три с плюсом. Я «четыре с минусом» воспринимал как высшую награду! Она меня подтянула тем, что внушала: я безобразно играю на инструменте, неряшливо, неточно, техника отвратительная. И она попросила всех остальных педагогов не говорить мне, какой я молодец. От сознания несовершенства я занимался день и ночь, вообще забыл про лень, про «погулять». Я потому легко поступил в музучилище, а далее в консерваторию, что она научила меня пахать до седьмого пота, непрерывно тренировать и развивать пальцы, заложила верную основу. А уж в студенчестве без дружбы было не обойтись...
      — Ты, наверное, хочешь, чтобы мы поговорили о знаменитых капустниках в консерватории, в которых ты участвовал и на которые собирался весь город?
      — Почему бы и нет? Мне приятно вспомнить те коллективные сочинения, кстати, вовсе не безобидные. Помню, мы исполнили «Хлеба — голодным» из «Бориса Годунова», применительно к нам, голодным студентам, а на следующий день об этом вещали по «Голосу Америки», а нас таскали в КГБ. Дальше, поступив в аспирантуру, я писал диссертацию по наследию композитора Оливье Мессиана, а его в нашей стране считали чуждым для советских людей элементом, символистом, авангардистом. По этому поводу меня тоже вызывали «в органы». Наплевать. Где сейчас те службисты? А Мессиан всеми признан. Когда я писал диссертацию, познакомился с Виктором Екимовским, московским композитором, ведущим специалистом в стране по наследию Мессиана. Диссертацию так и не защитил, а дружба с Екимовским сохранилась, я ею дорожу. Да много было такого — и нелепого, и смешного, и обидного, и прекрасного в студенчестве. Я, пожалуй, оттого так надолго и задержался в консерватории — преподавал 20 лет, дорос до доцента, хотя понимал, что это не мое.
      — Конечно, твое — это концертная деятельность. А скажи, в связи с тем, что ты так много ездишь на гастроли, ты, наверное, научился быстро собирать багаж, быть легким на подъем и не скучать в пути?
      — Не то слово! Когда я долго нахожусь в Новосибирске, у меня ощущение, словно город со своей суетой пожирает меня, поглощает. Я прямо зверею. Обожаю ездить, особенно поездами в маленькие городки. Во-первых, в поездах есть с кем поговорить. Встречаются такие попутчики, что не насмотришься, не наслушаешься, сплошное наслаждение, особенно бабушки и дедушки — кладезь народной мудрости. Потом, признаюсь, у меня есть странность — мне особое, огромное удовольствие доставляет выковыривать перышки из подушек, я даже собственную методику разработал, как их рациональнее добывать. В поездах в основном перьевые подушки, а в гостиницах чаще поролоновые, вернее, набитые холлофайбером. Вот они меня раздражают и мучают! Мои пальцы, подушечки пальцев нуждаются в постоянном возбуждении, я невероятное удовольствие испытываю, выковыривая перья, складывая их, систематизируя по размеру, по цвету.
      — Удивительное признание. Будь я психоаналитиком, я бы вынесла диагноз: легкая шизофрения, не опасная для окружающих.
      — У меня много странностей. Я, например, при ходьбе перешагиваю через трещины на асфальте, никогда на них не наступаю. Меня тянет подсчитать количество пассажиров в трамвае и так далее.
      — Ответно признаюсь, у меня тоже иногда возникает потребность подсчитать количество окон в домах или полосок на пешеходном переходе. Пожалуй, с этим не стоит бороться, и этого не надо стесняться. Все творческие люди немножко странные, чудаковатые. Но они совсем не странные, а предельно честные, когда отвечают на специальные вопросы о сущностном. Вот такой хочу задать тебе. Как ты думаешь, когда за 40 лет своей концертной деятельности ты выступил лучше всего?
      — Хорошо помню тот момент, дело было недавно. Выступал в городе Златоусте, в зале были преимущественно школьники. Играл им пьесы Ференца Листа, которыми невозможно не заслушаться. И вдруг внезапно, неожиданно для себя самого объявил «Двойник» Шуберта и сыграл его так... Это самая высокая моя сольная исполнительская вершина на сегодняшний день. Дети не шелохнулись. Пауза была огромная, ну, секунд 20. А потом — шквал аплодисментов. Любая аудитория, ЛЮБАЯ, независимо от уровня подготовленности, понимает, хорошо или плохо я сыграл. Я в тот момент сыграл гениально, не побоюсь этого громкого слова. Вот сейчас меня заставь, хоть золотом осыпь, ТАК не повторю. Понимаешь, у исполнителя, интерпретатора все равно, пусть не как у композитора, создателя, постоянно в душе зреет... подспудно зреет осмысление произведения. Это не означает, что ты специально неотступно думаешь о том, как исполнить. Не отдавая себе отчета думаешь. И однажды происходит лучшее исполнение.
      У Бориса Пастернака есть по этому поводу стихотворение: «Сколько надо отваги, чтобы играть на века. Как играют овраги, Как играет река. Как играют алмазы. Как играет вино. Как играть без отказа. Иногда суждено». Правда, иногда суждено, и все тут.
      Однажды накануне концерта я нечаянно поранил палец. А играл, вовсе не чувствуя боли. После сам удивился, что клавиатура залита кровью, мокрая и липкая. Когда исполняешь, ты словно в другом измерении, ты принадлежишь не себе, а произведению.
      — Да, понимаю. Но ты, Гена, добавил фортепианному исполнительству небывалый артистизм, особый блеск еще и в дуэтах. Для этого, как мне кажется, надо иметь некое особое расположение к партнеру. Или партнер для тебя выступает, как некий допинг, стимулятор драйва? Почему так выразительны оказываются именно дуэты, почему в результате ты на долгих 25 лет на них в основном сосредоточился?
      — Права ты, в дуэтном исполнительстве испытываешь невероятный драйв, и выразительность словно бы удваивается. Когда я служил — не люблю слова «работал» применительно к выступлениям, к концертам — в дуэте с Игорем Цыганковым, мы друг другу подавали импульсы, раззадоривали друг друга, особенно когда играли джаз или авангардную музыку. И вот уже 13 лет моим партнером является молодой коллега, невероятно талантливый, лучший, на мой взгляд, пианист Дмитрий Карпов. В нашем дуэте еще неизвестно, кто у кого учится. Несмотря на разницу в возрасте и на то, что мы проводим очень много времени вместе, репетируя и выступая, мы обращаемся друг к другу по имени-отчеству. У меня бы язык не повернулся сказать «Дима», нет, только «Дмитрий Алексеевич».
      Знаешь, у меня нет снисходительного отношения к ремесленникам. И ремесленник может достичь высочайшего уровня трудолюбием, упорством. А у Карпова — колоссальный потенциал и невероятная требовательность к самому себе. От него комплименты, похвалы отскакивают, он ловит только замечания и постоянно стремится развиваться, совершенствоваться. Вот живой пример: мы много ездим с концертами по области, Дмитрий Алексеевич обычно сам ведет машину, и на обратном пути он непрерывно анализирует, каким получился концерт, как и что можно улучшить. Разумеется, мы много, часто размышляем вместе о репертуаре, об интерпретациях. Но мне дороги и как бы житейские разговоры. Кроме всего, у Карпова особое мышление, он вообще не склонен к нервическим реакциям, к панике. Я и этому у него учусь. Бывает, что-то забыл, например, не могу найти, куда положил ключи, а надо выходить из дома. Хлопаю себя по лбу и говорю: «Так, а теперь включаем мозги Карпова. Не суетимся, стараемся сосредоточиться и вспомнить...» И ведь удается!
      — Замечательно. Мне кажется, вы с Дмитрием Карповым полные противоположности еще и в отношениях с женщинами. Дима однолюб, идеальный семьянин, а ты... Уж прости, Геночка, но ты Дон Жуан. Натура влюбчивая, увлекающаяся. Что, впрочем, неплохо.
      — Дмитрий Алексеевич мне и по этому поводу глаза открыл. Вот так же, как обычно, ехали с концерта и заспорили «о самом главном». Кстати, мой шеф Михаил Богуславский всегда утверждал: главное — любовь. А Карпов изрек: глубокое заблуждение считать, будто мы выбираем женщин и завоевываем их. Это женщины нас выбирают, допускают или не допускают до себя. А еще он сказал, что на мужчине лежит огромная ответственность за женщину, потому что она — высшее создание, она дает новую жизнь. Я согласился. Мне ли не соглашаться? Я недавно, наконец-то, нашел свою женщину. Меня иногда называют мастером, а ее зовут Маргарита. Она из Северска. Оказывается, я мальчишкой на лыжах катался под окнами ее дома, а встретил не так давно.
      — Вот, Гена, этим признанием ты сломал мне всю задуманную конструкцию интервью. Я хотела развить мысль о том, что мужчины и женщины по-разному относятся к своим юбилеям, когда приходится подводить некие предварительные итоги. Принято же считать, что мужчинам важнее карьера, а женщинам — личная жизнь. Выходит, я не права...
      — Немного заблуждаешься, Ира. И мужчинам, и женщинам важна и нужна любовь. Всем ее желаю.
     

 
По теме
Отцу ребенка сибирячка говорила, что занимается эскортом. Фото: freepik.com В Дзержинском районе Новосибирска сибирячка погасила почти миллионный долг по алиментов ради будущего водительского удостоверения.
В Новосибирской области отчима отправят в больницу за истязание девочки утюгом Никита МАНЬКО Психиатрическая экспертиза помогла отчиму избежать уголовной ответственности.
Легковушка выскочила на встречку и столкнулась с грузовиком Фото: МВД по Красноярскому краю Страшная авария случилась сегодня днем, 28 марта, в Красноярском крае на 684 км автодороги Р-255 «Сибирь».
Опубликованы кадры песчаной бури, пришедшей в Амурскую область Фото: телеграм канал BAZA Как сообщает телеграм-канал BAZA, Амурскую область окутала песчаная буря, вызванная циклоном, который пронесся через Китай и Монголию.
27 марта 2024 года Дзержинским районным судом г. Новосибирска постановлен приговор в отношении Белова С.В., которым он признан виновным в совершении 19 преступлений, предусмотренных пунктами «б», «б, в» ч. 2 ст.
По словам жильцом, дом разваливает "прямо на глазах". Фото: АСТ-54 В Заельцовском районе Новосибирска местные жители пожаловались на аварийный дом №10 по улице Ногина, в котором до сих пор не расселили жильцов.
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей