Ужасный век, ужасные сердца!

«Скупой рыцарь» в постановке молодого московского режиссера Алексея Смирнова продолжил серию одноактных опер в НОВАТе


НОВАТ продолжает цикл камерных опер. В зале имени Исидора Зака прошла премьера спектакля по мотивам одноименной трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», приуроченная к 145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.

Впервые в Новосибирске

В основе сюжета оперы «Скупой рыцарь» – идея сохранения богатства. Барон чахнет над своим златом и боится, что повеса-сын растратит нажитое кровью. И даже умирая, он думает только об этом. Эффектное художественное решение иллюстрирует внутренний серый мир героя. За замками его души сверкает золото, но никто не видит этого блеска, потому что Барон так и не научился открывать свою душу и дарить миру себя. В этом глубокая его трагедия и тем страшнее финальная сцена, когда мертвое грузное тело падает за кресло, а сын в это время открывает хранилище. И мы видим силуэт, в точности повторяющий силуэт отца, не сумевшего передать своему ребенку настоящие ценности.


В Новосибирске это гениальное творение Рахманинова представлено впервые. До недавнего времени с камерной оперой «Скупой рыцарь» наша публика не была знакома. И только благодаря руководству театра мы всё-таки услышали грандиозную музыку Рахманинова! Режиссер-постановщик спектакля Алексей Смирнов, музыкальный руководитель постановки Ара Карапетян, художник-постановщик Елена Бодрова и художник по свету Сергей Скорнецкиий подарили зрителям еще один шедевр оперного искусства.

Два обстоятельства являются причиной того, что замечательное по музыке произведение редко ставится на оперной сцене и столь же редко звучит во фрагментах с концертной эстрады. Во-первых, в опере нет ни одной женской роли, во-вторых, в ней отсутствуют замкнутые арии или ансамбли, которые могли бы исполняться отдельно. Исключение – монолог Барона во второй картине, но он слишком велик в качестве концертного номера.

Опера в стиле «нуар»

Опера «Скупой рыцарь» – вторая премьера в концертном зале имени Исидора Зака. И обе постановки выступают за границы жанра. Во «Франческе да Римини» Вячеслав Стародубцев скрещивает оперу с хореографией, «Скупого рыцаря» Алексей Смирнов представляет как синтез оперы и киноискусства. Этим и объясняется необычный для оперного спектакля выбор визуального решения в лаконичном и строгом стиле «нуар». По мнению режиссера, это продиктовано и самим пушкинским текстом, и драматизмом, и экспрессией рахманиновской музыки.


– Многие сцены нашего спектакля визуально решены в стилистике черно-белого кино 30-х годов XX века. Мы отталкивались от эстетики киножанра того периода, называемого «нуар», – рассказывает Алексей Смирнов. – Почему мы обратились к этому направлению? «Нуар» – это жанр, главные составляющие которого – драма, тайна, смерть и деньги. Всё это присутствует в пушкинском тексте. Мы представляем наш спектакль как некий синтез оперы и киноискусства и приготовили для наших зрителей несколько сюрпризов...

Маленькие вневременные трагедии

«Ужасный век, ужасные сердца!»... Этой знаменитой фразы, заканчивающей маленькую трагедию Пушкина «Скупой рыцарь», нет в опере Рахманинова. Видимо, композитор считал, что история, рассказанная посредством музыки, не должна запираться в «темном» средневековье. Так же, как и не должна оставаться в «пушкинском» веке...


И ведь если задуматься, «Скупой рыцарь», как и другие «Маленькие трагедии» Пушкина, на самом деле вневременные. Они говорят о сложном и почти наверняка непостижимом устройстве человеческой души, показывают человеческие пороки во всей их наготе и вневременной сущности. Вот почему авторы спектакля переносят действие во времени ближе к сегодняшнему дню, тем самым подчеркивая вечную актуальность пушкинского сюжета: деньги и страсть к ним на протяжении веков движут людьми и их поступками.

– История «Скупого рыцаря» очень современна. Мы часто слышим рассказы о людях, которые становятся рабами денег, о людях, готовых пойти на многое, ради того чтобы заработать и сохранить свое богатство. Для меня крайне важно, чтобы зрители, пришедшие к нам на спектакль, увидели героев, движимых теми же страстями, которые испытываем мы сами. Чтобы это не была история из давно ушедшего времени, скрывающаяся за костюмами и декорациями эпохи, о которой у нас остались весьма скромные сведения, – поделился с журналистами сразу после премьеры режиссер Алексей Смирнов.

Поразительно, сколь замечательно ложатся на музыку творения Пушкина! Особенно это касается его стихотворных поэм. Когда в 1863 году у Даргомыжского впервые возникла мысль написать одноактную оперу «Каменный гость», воспользовавшись для этого текстом Пушкина, ничего в нем не меняя, то, как он сам признавался, он «отшатнулся перед колоссальностью этой работы». Так, наверное, казалось и Сергею Рахманинову, когда он приступил к созданию своей, тоже одноактной, оперы на сюжет другой поэмы Пушкина – «Скупой рыцарь». Только всё же некоторые изменения в текст Пушкина были внесены. Чуть сокращений, да два-три раза Рахманинов изменил пушкинский порядок слов.

Смокинг для скупого рыцаря

И вновь постановщики по-своему осваивают не так давно открывшееся в НОВАТе уникальное пространство, изобретательно используя возможности сцены и балкона.


– Очень многие сценические решения в нашем спектакле подсказаны самой архитектурой концертного зала. На мой взгляд, возможность развернуть действие оперы на двух площадках – на сцене и на балконе – большая удача. Благодаря этому нам удалось создать законченную сценическую композицию, центром которой является оркестр, вокруг которого вращается действие, – рассказывает художник-постановщик спектакля Елена Бодрова. – Отказались мы и от стилизации под средневековье. Переместив действие в более близкую к современности эпоху, мы хотели, чтобы зритель мог связать происходящее на сцене со своей жизнью, с сегодняшним днем. Тем более что сюжет Пушкина, лежащий в основе либретто оперы Рахманинова, – из тех историй, которые актуальны везде и во все времена.

Костюмы главных героев нового спектакля также не имеют никаких намеков и отсылок к историческим рыцарским костюмам – персонажи спектакля одеты в классические смокинги – как в звуковом кино середины прошлого века.

– С тех пор такой костюм почти не претерпел изменений, и это как раз играет нам на руку, – поясняет свое решение художник-постановщик. – Мы добавили к обычному костюму только некоторые характерные детали, которые помогут дорисовать психологический портрет каждого героя. На первый взгляд, это предметы обыденные – жилет, шляпа, галстук, но именно они формируют выразительный образ, приближают персонаж к зрителю...

Сквозь магию оркестра

Мощной, трагической силой, непрерывным течением проникнута гениальная музыка рахманиновской оперы. Оркестровая ткань этого сочинения, которая концентрирует всю драматургию действия, поражает своей удивительной энергией, красотой и колоритом. При этом зловещая, трагическая фигура Барона-скупца, одержимого жаждой накопления богатства, господствует над действием от начала до конца

Над постановкой «Скупого рыцаря» молодой режиссер работал вместе с опытным мастером – музыкальным руководителем спектакля, директором НОВАТа, Ара Карапетяном.

– Большое удовольствие работать над оперой Рахманинова вместе с таким музыкальным руководителем, как Ара Арамович. В процессе подготовки спектакля для нас стало очевидно, что оркестр – один из главных участников постановки. Рахманинов мастерски работает с оркестровой тканью, в опере нет незначительных музыкальных моментов, важен каждый такт. Поэтому оркестр у нас находится на сцене, на виду. Актеры проходят сквозь оркестр, и действие разворачивается перед оркестром, внутри него и даже над ним. Именно оркестр – центральная точка нашего спектакля, – поделился некоторыми деталями работы над спектаклем Алексей Смирнов.

«Когда сочиняешь спектакль, то думаешь о конкретном сценическом пространстве, в котором этот спектакль будет жить. Зал имени Исидора Зака располагает к экспериментам, к поиску нестандартных решений. В нашем спектакле мы постараемся реализовать возможности этой удивительной площадки – и сцены, и балкона...».

Режиссер-постановщик Алексей Смирнов

В спектакле собраны удивительно колоритные голоса. С самых первых минут на сцене безраздельно властвует Мельпомена. И вы уже не просто зритель, вы участник маленькой трагедии – вместе с героями любите, страдаете, боретесь. Живете и умираете вместе с ними...


Алексей Смирнов. Режиссер музыкального театра. C отличием закончил ГМК им. Гнесиных, РАТИ–ГИТИС. Стажировался Большом театре России. Ассистент режиссера в постановках Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Волшебная флейта» (2013), «Тайный брак» (2014), «Хованщина» (2015), «По ту сторону тени» (2015). Работает в экспериментальных жанрах музыкального театра, таких, как музыкальный спектакль-путешествие: благодаря проекту «ARTинки с выставки» стал самым молодым режиссером в программе фестиваля «NET – Новый европейский театр». На сцене Мариинского театра поставил оперы «Письма Ван Гога» Г. Фрида (2016) и «Необитаемый остров» Й. Гайдна. В НОВАТе – камерную оперу С. Рахманиова «Скупой рыцарь» (2018). Лауреат конкурса молодых режиссеров Мариинского театра. Лауреат международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера», проводимый телеканалом «Культура».

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
Звезда мировой оперы Екатерина Сюрина выступит на сцене НОВАТа в спектакле «Кармен» 5 июля и гала-концерте 7 июля в рамках фестиваля Дмитрия Корчака.
К 100-летию первой постановки в НОВАТе вышла премьера оперы «Замок герцога Синяя Борода» 100 лет назад, в конце мая 1918 года, в Будапештской опере состоялась премьера оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
В Новосибирске серийный взломщик обокрал гаражи на почти полмиллиона рублей Никита МАНЬКО Взломщик отжимал двери, делал подкопы, разбирал стены.
Комсомольская Правда
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости