«Pure noise» представил Евгений Осокин в театре «Старый дом»
В сентябре новое выставочное пространство «Старого дома» наполнилось фотоработами глитч-арт-выставки Евгения Осокина. Необычное направление в искусстве, необычная подача действительности молодым художником рождает множество вопросов: как деформация, изломы и разрушение изображений создают новые смыслы? Почему сбои, ошибки, шум, помехи так воздействуют на зрителей? И главное – как меняется цифровое искусство, выходя за рамки экрана?
Глитч-арт
Неожиданный взрыв неровных, зубчатых линий, распространяющийся по экранам, всем нам знаком еще со времен VHS кассет. Затем наступила цифровая эра. Но она тоже не смогла искоренить этот недостаток: ошибка системы неизбежна, даже когда технология становится сложнее.
– У всех у нас в детстве были игровые приставки «Сега», «Денди». Когда мы вставляли катридж, замечали, что порой изображение ломалось. Этот сбой и называется глитч, – объясняет автор выставки.
По мнению Евгения, Glitch Art – спорный термин. Изначально считалось, что он может применяться лишь тогда, когда ошибка является случайной из-за неверной работы оборудования или программного обеспечения. Но со временем появились способы преднамеренного побуждения некоторых из этих сбоев. Процесс берет свое название от практики, когда детские игрушки, дешевые клавиатуры и блок-эффекты намерено «закорачивают», чтобы создавать спонтанные и непредсказуемые звуки...
Забавно, но то, что изначально раздражало и мешало просмотру, со временем превратилось в новое направление искусства. Да, именно так: глитч-арт – это искусство, фиксирующее намеренную деформацию всего, что может быть представлено в цифровой визуализации, с целью создания чего-то нового.
Искусство ошибки
Само понятие «Glitch Art» в переводе означает буквально «искусство ошибки» или попросту сбой работы системы. Впервые его употребил в контексте поломки аппаратуры астронавт США Джон Гленн в 1962 году. Однако к тому времени художники уже не раз использовали прием цифрового бага. Первым известным глитч-проектом стал фильм «A Colour Box» Лена Лая 1935 года. Затем внимание привлекла видео-скульптура «TV Magnet» художника Нам Джун Пайка. Кстати, именно он и считается основателем видеоарта...
Евгений с удовольствием рассказал, как создает свои работы. При этом признался, что сама техника глитч-арта, по крайней мере для него, не представляется очень уж сложной. Главное не переборщить с эффектами.
– Нельзя сказать, что техника невероятно сложная. Берется изображение, намеренно «убивается» всеми возможными способами до статуса, который тебе нравится. Потом закладывается в «Шоп» и долго обрабатывается. Таким образом, отсекая, всё лишнее, ты оставляешь самый центр «шума». Вот и получаются творения в стиле глитч-арт. В этом деле главное не переборщить. Сегодня довольно много попсовых художников прибегают к технике глитч, Недавно забегал в кафе – увидел на свою голову клип Ольги Бузовой, в котором присутствовали элементы глитча. Зачем, какую смысловую нагрузку они несут – непонятно, – недоумевает Евгений.
Творения в стиле Glitch
Деятели искусства изучают различные технологии и создают собственные способы, чтобы придать изображению особый пиксельный вид. Британский дизайнер Люк Джеррам создал скульптуру школьницы на железнодорожной станции в Бристоле. Она состоит из блоков и разных слоев, в отдалении превращаясь в «сбитое» изображение. Канадский художник Матье Сен-Пьер использует компьютерные программы и аналоговые видеосигналы для создания своих изображений с электронными сбоями.
– Когда изображение деформируется, оно может выдавать такой эффект, который никто не задумывал и даже не подозревал. Поначалу были попытки связать художественные «шумы» и «помехи» в единую концепцию. Изучали как простейшие распады цветов, так и инверсию цвета, и возможные эффекты свечения. Наконец пришло понимание: там, где случается сбой, может возникнуть нечто похожее на необычную художественную форму, – поясняет автор.
Также Евгений вспомнил, что для него глитч начался с первым айпадом. И лишь спустя несколько лет, изучая тенденции этого искусства, он пришел к тому, что глитч должен быть не «выдуманный» тобой, а «природный», в котором изображение само «ломается».
– Много способов есть, чтобы «убить» изображение. Но очень мало таких изображений становится художественным объектом. Но всё равно радует, что в наше время искусство может быть массовым. Пусть это даже искусство компьютерное, – уверен автор.
«Я участвовал в нескольких интернет-биеннале, но выставка, выходящая за грани цифр, у меня впервые. Это не просто выставка картин за стеклом и в рамках. Здесь совершенно иная ценность изображений. Картина уникальна, она написана рукой человека, а глитч – это нечто обратное художественному миру. Здесь нет ценности самого материального объекта – носителя изображения, находящегося перед вами, глитч-арт объекты можно распечатать миллиардным тиражом, но при этом сохранится ценность глитча...».
Художник Евгений Осокин
Как и поп-арт, глитч в итоге превратился в стиль жизни: он применяется в одежде, обуви, аксессуарах, открывая возможности для производителей выдавать новые технологии нанесения принтов и окрашивания изделий. В результате шумные смещенные изображения, разбавленные яркими красками, приобретают совершенно уникальный вид.
Выставка размещается в новом пространстве кафе театра, которое теперь станет постоянной выставочной зоной. «Pure noise» можно будет насладиться до конца октября.
Лилия Вишневская Фото автора