Варить свою кашу

Есть люди, представляя которых, никак не удаётся избежать затёртого слова «легенда». Таков Евгений КАРГОПОЛОВ, чьё имя знакомо всем, кто имеет хоть малейшее представление о новосибирской рок-музыке.

Он родился в один день с ещё одной легендой — лидером Rolling Stones Миком Джаггером, но, в отличие от него, никогда не хранил верность одному коллективу, переиграв в десятках разных групп — сибирских и не только.

 


Битлы не могут не кричать


— Когда я был школьником, никто не знал, когда родился Мик Джаггер. Тогда его можно было увидеть только на меленьких мутных самодельных фотографиях из каких-то журналов, и там трудно было определить, Мик Джаггер это или Дэвид Боуи. Если говорили, что это Мик Джаггер, все в это свято верили. Я выменял такую себе как Джона Леннона, а на жвачку поменял как Пола Маккартни, хотя уже трудно было определить — Пол Маккартни это или Фидель Кастро. Но факт тот, что ты прикоснулся к кому-то из великих.


У меня есть брат двоюродный, он старше на пять лет. Я был юношей совсем, в первый класс должен был пойти. Помните журнал «Кругозор», синенькие гибкие пластинки? Мы с ним отстояли какую-то страшенную очередь, потому что там должны были быть две песни битловских. И побежали скорее слушать. А там «Битлз» не кричат. Вот так: «А-а-а». И брат говорит: «Нас обманули». Я: «Что значит обманули?». Он: «Ну, слышишь — битлы не кричат. А битлы не могут не кричать “а-а-а”». Потом выяснилось, что они всё-таки не во всех песнях кричат.


Главным развлечением российских детей в моей молодости были тёплые подъезды. Я жил в Ленинском районе, учился в 20-й школе. У нас уже был школьный ансамбль. Пытались играть какой-то «йестудей», переписывали на слух слова. Всё думали, у кого бы спросить, правильно или неправильно мы поём. И я подошёл к учителю английского языка. Протягиваю ему песню. Он спрашивает: что это? Я ему — это песня. — Какая песня? — Йестудей. Учитель оказался свой человек. Сказал: да это всё не так делается. И мы начали всем ансамблем ходить к нему домой. У него пластиночки дома были. Он нам переводил тексты. Нам здорово повезло, у нас, наверное, была единственная школа, где по-английски пели адекватно. По крайней мере, пытались.
А дальше так события развивались — мы затащили ударную установку ко мне домой. Тут сразу соседи, участковый… Потом нам сказали: хватит, ребята, есть клуб «Радуга» в районе телецентра, там все ансамбли, давайте туда. Нам очень сильно повезло. Там тогда столько народу было — на репетиции по полчаса только доставалось.

 


Чистое настроение


— Верность одному жанру может быть, когда ты его сам изобрёл. Pink Floyd, например. Ещё песня не началась, а уже по музыке понимаешь, что это Pink Floyd. Или БГ — то же самое. Это опять же изобретение собственного стиля и собственной морали в этом стиле. А группа «Путти» — это что? Это же сибирский Sex Pistols. Тогда это было интересно. К тому же нам попалась первая пластинка Sex Pistols, и все от неё загорелись — надо же так играть! Вот, вот она, правда-то, где! Что там «бу-бу-бу», волосы длинные — бриться налысо! Чистое настроение. Когда мы приехали в Магадан, смотрим — растяжки везде висят: «Шоу-группа “Путти”». Мы спрашиваем организаторов: вы вообще представляете себе, кто мы такие? Вышли на сцену, на нас майки с заборным словом, а в первых рядах бабушки с внучатами… Когда концерт заканчивался, почему-то обязательно ломали три задних ряда. Было такое. Но ведь не только у нас — по всей России. Сейчас, во взрослом возрасте, я понимаю, что зря, наверное, так было, но это было. Появилась бунтарская музыка. Сейчас, конечно, это неинтересно уже. Дело не в возрасте, а в том, что панк тоже постоянно меняется. Сколько потом всего появилось.

 


Без предрассудков


— Сольные проекты были, но группа — это всегда расширение возможностей. Песенный жанр безграничен. Я сейчас сотрудничаю с Олегом Манагером Судаковым. Он одну пластинку записал уже на моей студии, сейчас будет вторую писать. Как было, например, с Димой Кузьминым — он приносит песню, спрашивает: «Женя, как ты считаешь, здесь припев такой или такой?» У Олега подход совершенно другой. Он приходит и говорит: «Я сейчас буду читать стихи, и нам к ним надо что-то. Что бы ты сыграл?» Есть такой Хвост, он с «Аукционом» сотрудничал, и у него пластинки, где он начитывает свои тексты на музыку. Это удивительный жанр, сказочный. Вот у Олега именно так. Он читает, я играю, мы это всё пишем, смотрим, слушаем. Какие-то куски оставляем, какие-то доводим, и получается пластинка.


Другое дело — писать песни в стиле шансон, например. Там, конечно, важна какая-то лидирующая мелодия, лидирующий смысл. А здесь просто льётся мысль, излагается, ложится на музыку, потом доводятся эти куски. Я бы назвал это простым советским словом «радиопостановка». Это не мы первооткрыватели — и в Америке, и в Англии есть музыканты, которые делают такую музыку.
У нас много всяких предрассудков. Был случай: пришёл ко мне человек и принёс стихи какого-то своего друга, который сидит в тюрьме. Стихи такие проникновенные, как ему показалось. Спрашивает: «Мы можем песню написать?» Я говорю: «Давай попробуем, я ни разу не писал шансон». И сложилась песня, получилось отлично. Мы с ним остались хорошими знакомыми. В другом случае я делал человеку фонограмму. Песня сырая была, он принёс какие-то куски, чтобы собрать. Я собрал, ему отправил, он звонит, расчувствовавшийся, и первое, что говорит: «Это, что, я сочинил?».

 


Сибирская специфика


— Хоуммузыка, записанная на домашних студиях, — она сразу слышна на любых устройствах, включая мобильные телефоны, и она занимает совершенно своё место, ничего в этом плохого нет. Многие знаменитые альбомы записаны на хоумстудиях. Взять того же Лукича — практически все пластинки записаны дома на кухне. Первый альбом «Смысловых галлюцинаций» — «Вечно молодой, вечно пьяный» — тоже дома записан.


Группы из Сибири узнаваемы всегда. Если это панк, то совершенно отвязнный панк, типа «Путти». Если это рок — то «Калинов мост». Если другая группа похожа на «Калинов мост», то не потому, что хочет быть похожей, а потому, что мы отсюда. Взять американскую музыку: Техас — совершенно определённые направления, это Stevie Ray Vaughan и ещё куча блюзовых музыкантов. Nirvana — это сиэтлское направление, Red Hot Chili Peppers — калифорнийское, это понятно. И у нас так же. Тем более что расстояния такие огромные. В Европе 20 километров считается уже далеко. У нас до соседнего города 250 километров как минимум. До Москвы три тысячи, до Питера — ещё больше. Люди общаются — везде своя каша варится. В Екатеринбурге рок-клуб — его группы можно узнать с первых аккордов. Уральский рок сразу слышно, и он прекрасен. Питерский, московский — тоже. Вот и наши группы звучат как «Калинов мост» не потому, что хотят так звучать, а потому, что здесь такие люди.


Со всеми, с кем я когда-то играл, мы встречаемся и обнимаемся, как братья. Бывает, чувствуешь, что группа дошла уже до предела каких-то своих возможностей. А лидеру это невозможно объяснить, он говорит: «Я же люблю такие песни, я их пишу и буду писать». Давайте посмотрим на Дэвида Боуи: его ранние вещи — это чистый рок-н-ролл костюмированный, шоу. Взять позднего Боуи — это уже мэтр, там и электроника, и супермузыканты. Человек был такой — стал другой. То есть всё возможно. И Питер Габриэл, и Пол Маккартни — то же самое. Все они, собственно, потому известными и стали. А беда наших сибирских авторов — они думают так: я знаю Макаревича, знаю Лозу, знаю «Чайф» и «Браво». Ещё Шевчука. И я так же буду. А молодёжь растёт — она вообще не понимает, что это такое. Потому что на «Чайф» сегодня ходят люди моего возраста, мне кажется. Другие вряд ли пойдут. Разве что если папа с детства такое ставил. Я бы своему ребёнку не стал, конечно, это ставить, потому что это пивная музыка, она не светлая: «Оооох, плохо всё, на рыбалку бы пошёл, да удочка сломалась». На фига это надо?


Играть в «Коридоре» шесть лет — это было прекрасно. Сначала всё развивалось, звук появился, выиграли один фестиваль, поехали в Москву, ещё выиграли фестиваль — всё, уже звёзды. Приехали — а дальше-то что? Опять «Рок-сити». А в Москве сказали: знаете, нам второй «Калинов мост» не нужен. Мы не будем контракт с вами подписывать. У вас есть хитовые песни, но вам бы что-нибудь такое вроде «Девушка Прасковья из Подмосковья». Мы говорим: да у нас есть Прасковьи, но они из-под Новосибирска, и они совершенно другие. Мы же для них поём и нам, что, шею вытянуть через своих и петь для чужих — ну зачем? У всех, кто попадал в Москву, период разочарования был, потому что она сразу ставит жёсткие условия, и не все могут отказаться от своих привычек, привязанностей, чтобы действовать так, как сказала Москва. Те, кто принимает это, становятся другими людьми. Они уже зарабатывают деньги на музыке. Хотя, конечно, деньги это хорошо. Но если их ещё и с любовью зарабатывать — это совершенно другое, они и тратятся с любовью тогда.
В столичные группы звали, но причина в том, что хочется своего. Я хочу свой проект, чтобы я там мог экспериментировать. Не все понимают эксперименты, особенно в Москве. Тем более, что им же надо продать это всё, надо, чтобы было повеселее, «а то играешь какой-то King Crimson, мы не понимаем». Сейчас я хочу создать новый проект, и чтобы пела девушка. Кандидатуры есть уже, но пока это всё в тайне. В общем, экспериментирую как могу.


Татьяна МАЛКОВА/Фото Валерия ПАНОВА


«Ведомости» благодарят  за содействие в подготовке материала Антона Веселова и его проект «Люди как книги».

 

 
По теме
Тело 44-летнего мужчины нашли в запертой квартире на Зорге в Новосибирске Анна АЛЕКСЕЕВА Тело 44-летнего мужчины нашли в запертой квартире на Зорге в Новосибирске.
Прокуратура подала иск на изъятия акций «макфы» в пользу государства Изображение от azerbaijan_stockers на Freepik Генпрокуратура приняла решение о передаче государству акций крупнейшего производителя макаронных из
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости