Важнейшее из искусств

В фойе Дома актера открылась выставка «Повторение непройденного», обращающаяся

В ФОЙЕ Дома актера Новосибирского отделения Союза театральных деятелей открылась выставка «Повторение непройденного», обращающаяся к истории сибирского перформанса 90-х годов: Томск, Новосибирск, Кемерово. Выставка весной уже была показана в Томске, в Сибирском филиале Государственного центра современного искусства, по логике маршрута после Новосибирска отправится в Кемерово.
      При всей архивной и ретроспективной модальности (первые перформансы и хэппенинги, попавшие в поле зрения экспозиции датируются концом 80-х) и изобразительной скупости (представлены в основном оригинальные газетные полосы и сканы того времени) выставка, тем не менее, имеет непосредственное отношение к современности — хотя бы для понимания, откуда «растут ноги» у современного российского акционизма.
      Из всех искусств сегодня важнейшим, очевидно, для нас являются театр и искусство современное. Про театр не нужно даже доказывать — у всех на слуху «Тангейзер» и «Золотая маска». Про современное искусство тоже — слово «акционизм» с недавних пор (а особенно после того, как Павленский поджег двери Лубянки) знают даже дикторы федеральных каналов и грудные младенцы. У широких масс в результате возникает твердая уверенность, что любое современное искусство конгруэнтно политическому активизму, хулиганству, а то и терроризму. Не касаясь вопроса, как оценивать собственно акцию Павленского, хочется заметить, что территория искусства гораздо шире и не сводится к прямому политическому жесту. Именно об этом — выставка «Повторение непройденного».
      Выставка посвящена деятельности трех не связанных между собой групп художников в соседних сибирских городах — Всемирной пролетарской ассоциации левых поэтов в Томске, театра «Ложа» в Кемерове и ПАН-клуба в Новосибирске. Причем слово «художники», пожалуй, будет некоторой натяжкой, даже если использовать его в максимально широком смысле — как аналог английского artist. Скорее, оно годится как обозначение человека, занимающегося любым искусством — театральным, словесным. Костяком группы в Томске были поэты Макс Батурин (которого не стало в 1997 году) и Андрей Филимонов, в Кемерове — Евгений Гришковец и артисты созданного им театра «Ложа», в Новосибирске — литераторы, объединившиеся под эгидой ПАН-клуба и печатавшиеся сначала в газете «Молодость Сибири», мутировавшей затем в «Новую Сибирь», — Александр Ахавьев, Дмитрий Рябов, Георгий Селегей, Максим Туханин, Иван Филиппов и др.
      Все они сами, естественно, художниками в узком смысле слова себя не считали. Художниками в то время были те, кто писал маслом по холсту, владел карандашом, кистью, резцом, имел мастерскую и был членом Союза художников (или стремился в него вступить). Но эти настоящие, профессиональные художники в те времена не занимались глупостями, не устраивали на улицах городов дурацкие перформансы типа пикетов в защиту памятника Маше и медведю или поимки под мостом Гитлера. А те, кто устраивал эти перформансы, вообще не сильно заморачивались вопросом: настоящим ли искусством ли они занимаются. Хотя, справедливости ради, надо вспомнить художников круга «Зеленой пирамиды» в Новосибирске, сделавших шествие с абсурдными лозунгами по центру города, что потом стало «фишкой» Монстрации.
      Тем не менее в уличной художественной активности отметились люди, причастные к театру и литературе. Вот, кстати, именно поэтому выставка открылось в Доме актера — театрализация жизни в форме перформансов была главной интенцией этого движения.
      В этой театрализации жизни доступными подручными средствами все они, не зная того, оказались последователями американо-европейского движения «Флуксус» — в некотором роде они изобретали велосипед перформанса. Поэтому, собственно, выставка и называется «Повторение непройденного». Хотя, если разобраться, сибирские перформансисты обращались через голову «Флуксуса» к общим пращурам такого искусства — футуристам, обериутам и дадаистам, поскольку этот пласт культуры к началу 90-х был уже открыт.
      В интервью для одного из телеканалов Георгий Селегей, рассуждая о том времени, делал акцент на аполитичности их перформансов, на «просто дуракавалянии» и чистой радости абсурда, противопоставляя их недавним, раскалывающим общество политизированным акциям. С этим можно согласиться лишь отчасти, потому что, например, перформанс ПАН-клуба с возведением виселицы на станции метро «Гагаринская», посвященный какой-то годовщине казни сибирского губернатора князя Гагарина, имел отчетливо политическую направленность — борьбу с коррупцией. Как и пикет в защиту памятника Маше и медведю, проведенный артистами «Ложи» в Кемерове.
      Тем не менее есть правда в том, что акции и перформансы 90-х были не так политизированы. Главная причина такой аполитичности, думается, в том, что публичная политика присутствовала во всех видах (даже наиболее абсурдных) в общественном пространстве и СМИ, поэтому искусство находило другие, свободные от этой политики зоны, чтобы воздействовать на реальность. А если и обращалось к чисто политическим и социальным проблемам, то преломляя их в ироничном и абсурдном ключе. Но в целом использовало СМИ (газеты и телевидение) и общественную реакцию ровно так же, как и теперешние политические акционисты.
      Отличие той ситуации от нынешней только в том, что 20-25 лет назад сибирский «Флуксус» настолько разгильдяйски относился к своей деятельности, считая ее побочным продуктом театра и литературы, что мало заботился о документации своих перформансов. В результате не осталось не то что нормального видео (во всяком случае, если и есть, то глубоко в архивах), но и достаточного количества фотографий. Хотя, если бы нашлись ресурсы, об этом периоде сибирского искусства можно было бы сделать выставку, не уступающую показанной несколько месяцев назад экспозиции «Гениальные дилетанты» о германских 80-х, представленной в Новосибирске Гете-институтом. Увы, нет ни ресурсов, ни — что еще важнее — социального заказа на изучение своего буквально вчерашнего прошлого. Поэтому выставка такая, какая есть: газеты, минимум фото и современные видеоинтервью участников, рассказывающих о том времени. И газеты.
      Что, если разобраться, закономерно. Именно газетная полоса становилась в 90-е главной площадкой для показа современного искусства и культуры. Да и сами газеты были явлением новой культуры — и территорией свободы, что важнее всего.
     

 
По теме
В рамках Всероссийского фестиваля молодёжного и семейного экранного творчества «МультСемья» на протяжении 2 месяцев проходил онлайн интенсив-конкурс молодёжного медиатворчества «Контекст»: для юных журналистов,
Участник XI Международного Транссибирского Арт-Фестиваля Молодой французский дирижер, участник XI Международного Транссибирского Арт-Фестиваля  Клемана Нонсьё посетил Художественный музей,
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Гайдар – для поколений - Тогучинская ЦБС 6 марта Юртовская сельская библиотека присоединилась к региональной акции «Аркадий Гайдар – для поколений», посвящённой 120–летию со дня рождения А. П. Гайдара и Году семьи.
Тогучинская ЦБС
Путешествие по пушкинским страницам - ЦБС Баганского района Двадцать девятого марта в Теренгульской сельской библиотеке состоялся увлекательный квизбук «Путешествие по пушкинским страницам».
ЦБС Баганского района