Военная прописка

Как эвакуированные ленинградские актёры вели «Огонь по врагу» силами искусства, а мокрые простыни спасали в Новосибирске сокровища Третьяковки.

Новосибирский театр «Красный факел» приютил Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, а сам уехал на Кузбасс.
Театральный тыл

Как известно, в годы Великой Отечественной войны наш город приютил не только десятки заводов, но и учреждений культуры. В недостроенном здании театра оперы и балета хранились экспонаты эвакуированных государственных музеев страны. В тыл, подальше от фашистской угрозы, были переброшены театры из Ленинграда, Минска и других городов. Так, война сделала Новосибирск не только мощнейшей индустриальной базой, но и центром культуры нашей страны.

В сентябре 1941 года в наш город приехал эвакуированный Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина, который сейчас носит имя Александринского. Новосибирск приготовил «пушкинцам» лучшее театральное здание: сцену и квартиры им уступили актёры «Красного факела», а сами перебрались в Новокузнецк, а затем в Прокопьевск. Творческая жизнь двух этих театров и с военной пропиской не прерывалась ни на один день. Беспрестанно шла работа над новыми спектаклями, а количество концертов на заводах и в госпиталях было не сосчитать.

Вскоре после переезда ленинградцев в эфир вышла радиопередача «Огонь по врагу», которая быстро завоевала популярность среди слушателей. Актёры эвакуированного театра Александр Борисов и Константин Адашевский вместе с новосибирским баянистом Иваном Маланиным создали образы весёлых бойцов-разведчиков, Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова, которые то разыгрывали забавные сценки и рассказывали злободневные фронтовые шутки, то пели песни, зовущие в бой и славящие новых героев. Даже в сильные морозы у уличных репродукторов собирались толпы. Когда знакомые позывные радиопередачи раздавались на центральной улице города, где в то время было трамвайное кольцо, останавливалось движение, а пассажиры не расходились до конца передачи. Слушатели воспринимали выдуманных бойцов как реальных людей, и послания к разведчикам летели из разных уголков страны. К концу 1943 года в Новосибирском радиокомитете было зарегистрировано более 1 600 писем и телеграмм Ветеркову и Шмелькову.

В условиях эвакуации Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина занимался и своей непосредственной работой: в первый же год на новосибирской площадке возобновил 11 спектаклей, выпустил ряд больших патриотических премьер, среди которых «Русские люди» Константина Симонова и «Фронт» Александра Корнейчука. Художественные бригады в составе ведущих артистов театра отправлялись на фронт и выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, обслуживали угольные шахты Кузбасса, посевные и уборочные кампании Новосибирской области, читали лекции по истории театра и литературы.

За время работы в Новосибирске (а театр вернулся в Ленинград в июне 44-го) актёры заработали и перечислили в Фонд обороны 350 тысяч рублей на постройку авиаэскадрилий «За Родину». А актриса театра Екатерина Корчагина-Александровская отправила туда всю сумму полученной Сталинской премии.

«Краснофакельцы», на время сменившие прописку, тоже не теряли времени даром. За три года работы на Кузбассе театр осуществил восемь новых постановок. Каждый вечер в театре Сталинска, ныне — Новокузнецка, шёл спектакль, в воскресенье давали и вовсе три.

Эвакуация сокровищ

Перемещения такого количества художественных ценностей мировая музейная практика ещё не знала. На хранение в Новосибирск привезли тысячи музейных экспонатов. В ещё недостроенном здании театра оперы и балета разместились экспонаты государственных музеев Москвы, Ленинграда, Смоленска, Новгорода, Севастополя и других городов. Специализированный военный эшелон доставил в Новосибирск 12 тысяч картин и скульптур из Третьяковской галереи. Огромные ящики ввозили на лошадях в здание строящегося оперного театра в течение месяца. Среди них картины Рембрандта, Боттичелли, Рубенса, Сурикова, Репина, Айвазовского, Тропинина, Шишкина, Левитана, предметы из Янтарной комнаты. В оперном театре также хранились бесценные инструменты Страдивари, Гварнери, Амати из коллекции музыкальных инструментов Московской консерватории.

Не секрет, что музейные сокровища требуют специальных условий хранения. Для поддержания необходимой температуры Министерство обороны распорядилось ежедневно выделять вагон угля для отопления оперного театра. А летом, в жару, необходимая влажность в помещениях поддерживалась подручными средствами: ставили вёдра с водой, мочили и развешивали простыни, на балконах просушивали огромные ковры и гобелены.

В театр поступили куски панорамы обороны Севастополя в русско-турецкой войне — обгоревшей, с отвалившейся краской. Её вывезли из осаждённого города на военном корабле. И реставраторам из Третьяковской галереи удалось сохранить 86 фрагментов картины. Консервацию проводили составом на основе мёда и яиц, которые выделил обком партии.

В хранилище были организованы круглосуточные дежурства. Во время ночных дежурств эвакуированные сотрудники музеев писали научные работы. В городе знали о том, какие ценности хранятся в оперном театре, и местные художники приходили и просили показать картины. Или хотя бы постоять рядом с ящиками.

Впрочем, экспонаты не лежали мёртвым грузом. Регулярно организовывались выставки бесценных коллекций Эрмитажа, Третьяковки, других музеев. Только филиалом Третьяковской галереи с конца 1941 года по осень 1944 было организовано около 20 выставок.

 

Седьмая, «Ленинградская»

В первый год войны в наш город прибыла Ленинградская филармония с симфоническим оркестром и квартетом имени А. К. Глазунова. На первое время музыканты разместились в зале ожидания вокзала и, не успев ещё закончить выгрузку вещей из поезда, отправились в воинские части и в госпитали. К слову, часть местных музыкантов была зачислена в штат эвакуированной Ленинградской филармонии, а Новосибирская областная филармония на время была ликвидирована и самостоятельную деятельность возобновила лишь в 1944 году.

Картина советского художника Льва Русова «Ленинградская симфония». Дирижирует Е. А. Мравинский.

Художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский категорически опроверг намерение ставить в эвакуации «облегчённые» программы из вальсов Штрауса и попурри из опер. «В предстоящем сезоне в Новосибирске Ленинградская филармония ставит своей целью показать лучшее, что создано в мировой классической музыкальной культуре и советской музыке. Особое внимание будет уделено произведениям монументального героического и оборонного плана, концертам, посвящённым славному прошлому нашей великой Родины, её нынешней тактической борьбе с коварным врагом», — писала газета «Советская Сибирь» тех лет. Всего через месяц после прибытия на новое место ленинградские музыканты открыли филармонический сезон в зале Дворца культуры им. Сталина, известного ныне как ДК им. Октябрьской революции. Помещения ДК не были приспособлены для выступлений больших симфонических коллективов, и как за кулисами, так и на сцене было тесно. Но ленинградцы в эвакуации не только выполняли норму (14 симфонических концертов в месяц), но и играли сверх неё. Так, за годы войны новосибирцы услышали множество крупных произведений — симфонии Малера, Брамса, Шостаковича.

9 июля 1942 года в Новосибирске, третьем городе в России после Куйбышева и Москвы, зазвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Её исполнил симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского . Сам автор, Дмитрий Шостакович , приехал на премьеру, которая прошла триумфально. Присутствующий в зале Леонид Утёсов отметил: «На этом концерте было всё, что делает искусство настоящим: гениальный композитор, талантливый дирижёр и художник-оркестр».

А через месяц Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил эту симфонию в блокадном Ленинграде. День был выбран не случайно: 9 августа 1942 года немцы намеревались захватить город на Неве, у них были даже заготовлены пригласительные билеты в ресторан гостиницы «Астория». Но в Ленинграде распространялись другие билеты — на концерт в филармонию.

Играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов, и для восполнения численности оркестра несколько музыкантов отзывали из военных частей. Вспоминают, что накануне концерта дирижёр Карл Элиасберг просил коллег достать где-нибудь картофелину, чтобы накрахмалить белый бантик для фрака. Но в городе, изнурённом голодом, было не достать драгоценный корнеплод. Его привезли в филармонию военные моряки из своей воинской части. Исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе придавалось исключительное значение. Все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. В этот вечер, несмотря на опасность авиаударов, в филармонии были включены все хрустальные люстры, и в этой торжественной обстановке зал плакал, не стесняясь слёз. В музыке Дмитрия Шостаковича нашли отражение и жертвенность, и безграничная любовь к своему городу и стране, и вера в победу. Симфония транслировалась по радио, громкоговорителям и была слышна не только жителям города, но и немецким войскам, осаждавшим город. После они признавались: «В тот день мы поняли, что проиграем войну».

Подготовила Ирина ТИМОФЕЕВА

 

9 июля 1942 года в Новосибирске зазвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Её исполнил симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

Автор:  Ирина Тимофеева
 
По теме
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости