Борис Павлович: «Я сделал всё, чтобы быть не демиургом, который всех поучает, а как в музыке – дирижером...»

Пианисты.jpg
1.jpg
2.jpg
3.JPG
Борис Павлович: «Я сделал всё, чтобы быть не демиургом, который всех поучает, а как в музыке – дирижером...»
Фото: bumerang.nsk.ru

На малой сцене театра «Глобус» состоялись первые премьерные показы спектакля «Пианисты» по роману норвежского писателя Кетиля Бьёрнстада. Автором инсценировки и режиссером выступил популярный сегодня режиссер из Санкт-Петербурга Борис Павлович.

Музыка, которую поют

Кетиль Бьёрнстад – не только известный во всем мире романист, но и пианист, композитор, работающий в импровизационной музыке. В 1972 году вышел его первый сборник стихов, в 1973-м – первая пластинка. А дальше непрерывно сменяли друг друга написанные книги, в том числе документальные романы-биографии о норвежской богеме конца XIX века. Многие из них стали бестселлерами, за некоторые писатель был удостоен престижных литературных премий. Среди них – трилогия «Пианисты», «Река» и «Дама из Долины», которая переведена на ряд европейских языков.

Первая часть трилогии – это тонкий и серьезный роман о переходе во взрослую жизнь, о смерти, любви и насилии, бессилии и страсти. Главный герой, 15-летний Аксель Виндинг, бросает школу, чтобы все силы отдать подготовке к конкурсу молодых пианистов в Осло. Но в этом он не уникален. В горстке отобранных для участия в конкурсе учеников находится и его соседка, в которую юноша влюблен... Мир большой музыки оказывается неожиданно жестоким. Яростные состязания молодых пианистов за место на музыкальном Олимпе подобны профессиональному спорту. Подростки вынуждены делать выбор между семьей и музыкой, любовью и музыкой, душевным здоровьем и музыкой, жизнью и музыкой.


«Наши герои решают свои личные вопросы, конечно, кто-то в этой «битве жизни» гибнет, но главный герой, мне кажется, не просто выживает, он становится художником. Именно за счет того, что он учится быть человеком. Человеком быть тяжело...».

Режиссер Борис Павлович

В театре «Глобус» спектакль поставил санкт-петербургский режиссер Борис Павлович. Но хотя история о музыкантах, инструментальная музыка со сцены не звучит – она вокальная. Герои ее поют. Как считает Борис Павлович: «Важная ситуация в том, что любая имитация фортепианной игры будет фейком. Любая попытка изобразить игру на фортепиано или включить фонограмму обернется просто знаком: перед нами – пианисты. Но смысл в том, что герои совершают на наших глазах сверхусилия: когда мы читаем роман, мы же представляем – как это происходит. Что в этом случае могут сделать драматические актеры? Они могут звучать сами собой. Поэтому мы создали транспонирование, переводя всю музыку в вокал. Вокальная музыка Романа Столяра – вариации на темы Дебюсси и Равеля, основных композиторов, которых играют главные герои – Аксель Виндинг и Аня Скууг...».

Также в постановочной группе: сценограф и художник по костюмам Ольга Павлович и художник по свету Стас Свистунович – из Санкт-Петербурга; композитор Роман Столяр, хормейстер Дарья Зорина...

 

В жизни всё, как в музыке...

В прошлом Борис Павлович – художественный руководитель Кировского государственного «Театра на Спасской», режиссер-постановщик и руководитель социально-просветительского отдела БДТ им. Г.А. Товстоногова. Сегодня он один из самых известных в России специалистов по социальному и инклюзивному театру. Его спектакль «Язык птиц», созданный в рамках проекта «Встреча» – совместная инициатива БДТ и Центра помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом», выдвигался на премию «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент».

Рассказывая о своей новой работе, режиссер поясняет: «Это история взросления мальчика, как он из просто талантливого парня превращается в настоящего музыканта. История про всех нас. В первую очередь – артистов, ведь какая разница – за пианино ты сидишь или играешь драматический спектакль. История художника – человека, который должен договориться сам с собой, выйти на сцену и сказать о чем-то важном. Потому что если он не научится говорить о чем-то важном, а замрет в состоянии «талантливого мальчика», он не станет художником, музыкантом, пианистом. Но, конечно, эту историю можно понять и шире – как поиск себя вне зависимости от сферы деятельности»...


В беседе с журналистом «Бумеранга» Борис Павлович вспоминал о нюансах постановочного процесса, рассуждал о задачах режиссера, а еще признался, что по натуре он домосед, поэтому не любит колесить по стране и что в Питере у него большой проект, который отнимает львиную долю времени...

– Борис, норвежские авторы в России не очень популярны. Чем вас привлекла история Кетиля Бьёрнстада?

– Я очень люблю этого автора, и в первую очередь как композитора. Я увлекаюсь разной музыкой, со всего света, но считаю, что норвежский джаз впереди планеты всей! Кетиль Бьёрнстад – замечательный композитор, центральная фигура в импровизационной фортепианной музыке. Для меня стало большим откровением, что он еще и писатель! Поэтому когда я увидел эту книгу, я за нее ухватился и читал через призму того, что эту литературу пишет большой музыкант.

– Сама история для нас достаточно далекая, всё начинается в конце 60-х...

– А мне кажется – это самое интересное! Понимаете, есть два способа встретиться с самим собой. Во-первых, путем непосредственного наблюдения – это актуальная современная драматургия, в идеале произведение написано локально, в данном регионе, тогда есть возможность анализа конкретной ситуации. И другой вариант – когда ты всматриваешься во что-то, предельно для тебя абстрагированное. Мне кажется, пианисты Норвегии 68-го года – это явление настолько с другой планеты, что, проникая в их проблемы и узнавая в них себя, ты совершаешь безумно увлекательную прогулку в прошлое другой страны. Театр позволяет узнавать себя в разных героях из разных эпох, так почему бы не узнать себя в пианистах из Осло?


– Бьёрнстад рассказывает не о состоявшихся пианистах, а по сути – о детях, которые только мечтают стать великими музыкантами. О чем же получился спектакль?

– Ну, об этом могут сказать лишь зрители. Они не просто посмотрят готовый спектакль, они его доделают. Потому что в нашем случае, на малой сцене, многое построено на прямом контакте с аудиторией, на диалогах с аудиторией. И как эти смыслы выстроятся, что окажется главным, а что уйдет на второй план, станет ясно только на премьерных показах. Если же говорить о себе... Я не имею ни малейшего представления о музыкальной нотации, не умею читать ноты. Я – слушатель, который остро чувствует то, что вложил в музыку композитор. Вся моя жизнь, при том что она никак не связана с музыкой, подчинена ее законам. В музыке я слышу мелодию своей жизни, ритм своей жизни. В музыке есть созвучия и резонансы моей жизни. Ведь музыка – это то, чего вообще нет в природе. Это свойство присуще только человеку – слышать музыку! Музыка – способ существования в протяженности, умение зафиксировать момент или, наоборот, что-то перестроить. Для меня «Пианисты» – история о музыкантах. Но не о тех, которые сидят за партитурами, а о нас: мы либо живем в ладу со своей музыкой, слышим, исполняем ее, либо всё время сбиваемся с такта, и тогда наша жизнь летит под откос.

– Лад со своей музыкой как-то связан с событиями, которые происходят с персонажами?

– Безусловно, ведь все эти события так или иначе – важные вехи в жизни героев. А в ней всё, как в музыке: завязка, разработка, кульминация, контрапункт... Даже спектакль мы попытались организовать как единое музыкальное произведение. Несмотря на то что это драматическая история, у нас есть увертюра, постлюдия, есть симфонический принцип разработки темы, когда у каждого героя – точно так же, как у каждой группы инструментов есть проведение одной темы на протяжении всего концерта в составе единого оркестра... Идея не только в том, что артисты прекрасно поют музыку Романа Столяра, а в том, как музыкальная партитура звучит в их речи, как она переходит в свет. Наконец, как благодаря музыкальной партитуре преобразовывается пространство... Ольга Павлович – художник спектакля, руководствовалась не столько театральной архитектурой, сколько архитектурой концертного зала. На сцене у нас висит огромная картина Мунка «Восход солнца» – это наш привет концертному залу в Осло, подробно описанному в романе. Это тот самый зал, где вручают Нобелевскую премию. Здесь ее получал Иосиф Бродский... Наша сцена – пространство не для театральной постановки, а, скорее, для исполнения камерной музыки.


– Не опасаетесь, что концепция окажется слишком сложной для зрительского восприятия? Ведь аудитория тетра преимущественно молодежная...

– Для меня было главным – рассказать историю так, чтобы, в первую очередь, артисты увидели ее, как свою собственную. Я эту работу сделал. Далее мой опыт говорит о том, что если ты свою историю рассказываешь искренне, то находятся люди, в данном случае зрители, для которых она оказывается очень важна. Ведь это то, о чем они хотели услышать, возможно, всю жизнь! И уже неважно, кто смотрит спектакль – старшее поколение или молодежь, новосибирский или петербургский зритель. История связана с какими-то пристрастиями, увлечениями человека, поэтому вполне естественно, для кого-то она окажется близкой, а для кого-то – чуждой...

«Мы не можем предложить зрителю некий позитивный сценарий – как хорошо бывает. Я, например, в наибольшую депрессию погружаюсь от позитивных сценариев. Потому что сразу вижу несовершенство своей жизни. А вот вовремя и резко поставленный вопрос меня страшно мотивирует. Поэтому, наверное, «Пианисты» – это история про то, что надо вовремя повзрослеть. Потому что если ты вовремя не повзрослеешь, ты не выдержишь ударов взрослой жизни...».

Режиссер Борис Павлович

После выпуска спектакля вы следите за судьбой своего детища? Или он начинает жить своей жизнью, независимо от вас?

– Дальше спектакль будет жить собственной жизнью. Нас разделяет четыре тысячи километров, я физически не могу влиять на него. Отзывы читаю, но спрашивать, как он проходит, кто на него ходит – занятие абсолютно бесполезное. Ты создаешь какой-то механизм, подгоняешь все шестеренки. Это как часы, сделанные в XVII веке: их создателя давно нет на свете, а они всё идут. Моя задача – подогнать все шестеренки, а дальше в процесс включаются артисты. Если спектакль в них отзывается, пересекается с событиями их жизни, тогда он получает новую энергию, новые смыслы. Жизнь спектакля – это отдельная история, в большей степени связанная с артистами, нежели с режиссером. Они спектакль получили, отныне это их творение. С его помощью они могут двигаться к каким-то своим целям...

– После первых показов вы наверняка отметили для себя некоторые недостатки, недоработки?

– Поскольку спектакль – не механизм в прямом смысле слова, мы не можем сказать: «Вот теперь остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Это живой организм, у которого периодически бывают сбои. Было бы очень странно, если бы спектакль приобрел безупречную форму – тогда бы он превратился в мраморную статую! Поэтому мелкие сбои: там реплика не та проскочила, тут ритм чуть-чуть поплыл – естественное явление, при условии, что есть внутреннее движение исполнителей и контакт со зрителем. Артисты «Глобуса» сделали главное – приняли на себя эту историю, нашлись в ней, узнали себя, распределились. И в этот момент произошло шестеренок! Ну а дальше всё будет зависеть от зрителя...

«...Моя работа заключается в том, чтобы разрешать другим людям. Разрешить артисту быть хорошим артистом, разрешить зрителю всё понимать. Мне кажется, что у нас есть очень большой дефицит доверия, разрешения. Не просто доверить, а еще дать импульс. Ведь я могу даже не догадываться о том, что вы мне доверяете. Но разрешение – это импульс, который я получаю. По большому счету ничего больше не нужно. Все равно каждый свою технологию должен найти сам. Свой способ, свой язык, свои приспособления».

Режиссер Борис Павлович

– То есть вы довольны своей работой, довольны труппой?

– В первую очередь я доволен процессом: он оказался весьма увлекательным, насыщенным. Впечатлила и страсть артистов: они были требовательны, буквально вгрызались в работу. Это был поединок за суть! Выдающуюся музыку написал Роман Столяр. Очень сильная композиторская работа! Я не ожидал, что при первом же знакомстве мы сможем так быстро понять друг друга, и он сделает ровно то, что будет работать на нашу идею. Поэтому я ощещаю себя очень воодушевленным. И да, наверное, можно сказать – я доволен и собой тоже... Я сделал всё, чтобы быть не демиургом, который всех поучает, а как в музыке – дирижером: он не учит играть на инструментах, а задает характер, окраску, темпоритм, настроение. И я, как дирижер, эту историю соединил воедино. Ну а все, кто трудились над ней, являлись не просто исполнителями – они были музыкантами, которые рождали волшебные звуки.

Лилия Вишневская. Фото автора и В. Дмитриева

 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости