Вячеслав Стародубцев: «Я люблю всё красивое!»

К юбилею Сергея Рахманинова НОВАТ представил камерную оперу «Франческа да Римини»

Премьера одноактной оперы «Франческа да Римини» прошла 10 апреля в Зале имени Исидора Зака. Это первая из серии постановок, приуроченных к юбилею великого русского композитора.

По следам ДантеАлигьери

История Франчески да Римини – вечный сюжет, вдохновивший творцов разных эпох и стран, печальная и прекрасная повесть о любви, которая жива даже за адскими вратами. Первым к трагической любовной истории обратился Данте в Пятой песни «Божественной комедии». Когда поэт, сопровождаемый тенью Вергилия, спускается в ад, в круге втором, где в адском вихре несутся души, наказанные за прелюбодеяние, он слышит от самой Франчески рассказ об их любви с Паоло. Либретто к опере Рахманинова на этот сюжет сочинил Модест Мусоргский. Премьера первой постановки оперы «Франческа да Римини» состоялась в Большом театре 11 января 1906 года под управлением самого автора, причем в один вечер с оперой «Скупой рыцарь».

Над новым спектаклем работала творческая команда, уже знакомая зрителям НОВАТа по нескольким оперным постановкам. Это художник-постановщик Жанна Усачева, режиссер по пластике Сергей Захарин, художник по свету Сергей Скорнецкий. Музыкальным руководителем постановки впервые в НОВАТе выступил Ара Карапетян.


– Рахманиновская «Франческа да Римини» – невероятное по силе эмоционального воздействия сочинение, неисчерпаемое в своей музыкальной глубине. И в нашем спектакле мы следуем за музыкой Рахманинова. Драматическая мощь этого сочинения предполагает, что это будет высокая трагедия. Поэтому мне совершенно логичным представляется и хор, как действующее лицо – в традициях античного театра, и римские театральные маски, – отмечает режиссер-постановщик нового спектакля Вячеслав Стародубцев.

Визуально спектакль решен в стилистике гравюр Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэтому художник Жанна Усачева предложила лаконичное колористическое решение спектакля и костюмы, отсылающие к эпохе высокого возрождения. Сценическое пространство по замыслу постановщиков стилизовано под рыцарский зал.

Вячеслав Стародубцев считает, что концертный зал НОВАТа сам по себе располагает к уникальным сценическим решениям и преодолению жанровых границ. По режиссерскому замыслу соединительной тканью спектакля должен стать пластический рисунок, а сам спектакль – гармоничным слиянием вокала и хореографии. Поэтому к работе над постановкой «Франчески да Римини» был привлечен замечательный хореограф, режиссер по пластике Сергей Захарин. 

– В гравюрах Гюстава Доре, от которых отталкиваются постановщики, уже есть движение, динамика, и это очень гармонирует с музыкальным текстом Рахманинова. Кроме того, в опере есть большие экспрессивные, музыкальные фрагменты, в которых певцы не участвуют. Мы хотели не просто заполнить эти эпизоды драматической игрой, а поэтизировать сценическое действие, добавив тонкие хореографические штрихи. Это не хореография – это пластическое выражение отношений, движений человеческой души, поэзия тела, – рассказывает Сергей Захарин.

«Моя задача – растить эту труппу»

В премьерном показе участвовали в основном молодые артисты: Франческа – София Бачаева, Паоло – Сергей Кузьмин, Ланчотто Малатеста – Алексей Зеленков, Тень Вергилия – Гурий Гурьев, Данте – Кирилл Нифонтов.


Еще в конце прошлого сезона оперная труппа НОВАТа пополнилась новыми солистами. Как считает главный режиссер театра, его главная задача – давать молодым актерам возможность развиваться.

– Моя задача – растить эту труппу. Ребята талантливы, молоды, и в этом их большой плюс. Гурий Гурьев – студент 5 курса консерватории. И тень Вергилия – только начало его творческого пути. Сегодня был дебют у Софьи Бачаевой – она исполнила свою первую главную роль. Дебют – очень важное событие в жизни любого артиста, поэтому Софья очень волновалась, переживала...

Как отметил Вячеслав Стародубцев, он и дальше готов привлекать в свои постановки будущих звезд новосибирской оперной сцены.

«Весь мир – театр»

Новую постановку Вячеслава Стародубцева отличает не только мультижанровость и иммерсивность, но и серьезная драматическая составляющая. Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В этот вечер в НОВАТе не было зрительного зала в традиционном смысле этого слова. Не было так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. В спектакле «Франческа да Римини» действие театра-променада развивалось одновременно в разных локациях. Режиссер предложил публике новые поведенческие сценарии, создавая эффект полного погружения в сюжет постановки: зритель мог не только увидеть, насколько артисты вживаются в роль, но и прожить эти роли вместе с ними.

– Для меня очень важно, что мультижанровость подкрепляется глубокой историей драматических артистов, потрясающей пластикой, – говорит режиссер. – Дело ведь не только в великолепном концертном исполнении партий. Нам хотелось, чтобы действие происходило и в зрительном зале, а не только непосредственно на самой сцене. И хотя камерный жанр вообще очень сложно приспосабливаемый к любому пространству, но благодаря удивительной команде мы сумели сделать собственную жанровую историю. И очень рады, что она нашла свой отклик у зрителей. 

«Очень лирическая история»

Вячеслав Стародубцев всегда очень трепетно относится и к выбору материала, и к реализации своих задумок.

– Когда мы думали о камерном репертуаре, для нас очень важно было, чтобы совпали определенные  слагаемые. Чтобы Рахманинов звучал на уровне, чтобы действие не перечило композитору... – признается режиссер.

В спектакле голос главного режиссера НОВАТа звучит «за кадром». Однако произошло это совершенно случайно.

– Мы планировали подписать настоящего артиста, но произошел «технический» сбой, и мне самому пришлось озвучить текст. А вот голосом Франчески говорит замечательная актриса, мой большой друг, человек, с которым мы сделали много спектаклей, заслуженная артистка России Анна Терехова, – рассказывает режиссер.


Музыка симфонической фантазии Чайковского, так гармонично воплощенная в хореографии, захватывает и манит. Композитор рисует пугающую картину погружения в Ад, где ждут душу невыносимые муки за грехи земные. Вихрем проносятся по оркестру пассажи, потрясая силой звучания. И вдруг возникает голос кларнета, который проникновенно рассказывает историю любви Франчески и Паоло. Однако музыка не ведет к блаженству, в кульминации она выражает трагический крах надежд и расплату за счастье. 

Как считает режиссер-постановщик, в спектакле «Франческа да Римини» история трагичной любви раскрыта просто блистательно.

– В целом, это очень лирическая история. Главный герой – Ланчотто Малатеста, любит искренне, у него любовь болезненная, самосжигающая. Паоло – молодой, пылкий и страстный, как все мы пылкие и страстные в юности. Но настоящая драма у Рахманинова происходит именно в партии Ланчотто. Там настолько тонкие штрихи в оркестровой партитуре! Музыка грандиозная: виолончель, скрипка, потрясающее соло. Я не знаю, чтобы где-либо, кроме НОВАТа сегодня шли постановки этой оперы, хотя у нас в этом году юбилей Сергея Рахманинова. И пусть сегодня всё сложилось, как сложилось, но мне кажется, это некая отправная точка в истории театра, потому что осваивать великое намоленное пространство, давать этому пространству новую жизнь – это целая история и большая ответственность. И чувствуя эту ответственность, исторический бэкграунд, я старался ничего не разрушить. Очень трудно созидать. Но мы стараемся.

«Я вырос из камерных постановок»

Работа на малой сцене, когда солисты играют в непосредственной близости от зрителя, – целиком и полностью сознательный выбор режиссера.

– Я вырос из камерных постановок и соскучился по очень тонкой скрупулезной работе. На большой сцене это несколько иные краски, другие технические приемы, совершенно другая работа артистов. Да и самим актерам было интересно работать в камерном жанре. Они привыкли, когда между ними и зрителями есть оркестровая яма, когда эмоции улетают в зал, когда можно играть «крупно». А в этой постановке важны тонкие технические моменты...  

Камерный репертуар театра только формируется. До конца сезона нас ждет еще одна премьера – «Скупой рыцарь», молодого режиссера Алексея Смирнова. И современная опера «Замок герцога Синяя борода» Бела Бартока в постановке главного режиссера НОВАТа. И, как пообещал Вячеслав Стародубцев, это будет совершенно иной спектакль, чем тот, к которому мы привыкли.

...Вспыхивающие факелы, флорентийская резьба, колонны, балконы... Постановочной группе в который раз удалось удивить новосибирскую театральную публику. Как заметил Вячеслав Стародубцев: «Нам хотелось превратить этот зал в средневековый замок. И мы это сделали. Получилась очень красивая картинка. Ведь я люблю всё красивое!».

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
 
17 апреля в Зале имени Исидора Зака состоится премьера одноактной оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» .
11.04.2018
 
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области Глава Новосибирской области приветствовал гостей и участников межрегионального народного праздника «Сибирский сабантуй» с главной сцены ПКиО «Центральный» города Новосибирска.
17.06.2018 Правительство Новосибирской области
Во власти стихии, джаза и балета - Газета Ведомости Концерт известного французского саксофониста, яростный бой гладиаторов на сцене НОВАТа и океан страстей в кино.
18.06.2018 Газета Ведомости
Афиша. Культура. Бердск - Бердск-Онлайн.Ru Автор:  Олеся Аминева, фото pixabay.com Анонс культурных мероприятий до конца июня 2018 года Отдел культуры города Бердска публикует анонс интересных мероприятий в июне.
18.06.2018 Бердск-Онлайн.Ru
Дети посмотрели на Новосибирск глазами конструктивиста и нарисовали дома Бориса Гордеева.
16.06.2018 Газета Ведомости
Главный приглашённый дирижёр Дмитрий КОРЧАК о НОВАТе, погоде в Новосибирске и дружбе с оперными звёздами.
14.06.2018 Газета Ведомости
Кто-то в качестве музыкального сопровождения к Дню России выбрал концерт Полины Гагариной, а корреспонденты «Ведомостей» отправились слушать настоящую русскую песню на Фестиваль искусств «Сибирская Октава».
14.06.2018 Газета Ведомости
Img-20180617-wa0021_thumb_main - Sibnovosti.ru Абсолютный триумф G-Drive Racing в Ле-Мане! 17 июня 2018 войдет в историю автоспорта: российский гимн звучит в Ле-Мане, где экипаж G-Drive Racing впервые одержал блестящую победу.
18.06.2018 Sibnovosti.ru
Чемпионат по пожарно-спасательному спорту. Новосибирские спортсмены МЧС выдержали сильнейшие нагрузки и готовятся к межрегиональным соревнованиями - МЧС Новосибирской области Победой сборной пожарно-спасательной части № 5 (ПСЧ-5 по охране Заельцовского района) завершился летний чемпионат по пожарно-спасательному спорту Новосибирской области.
18.06.2018 МЧС Новосибирской области
Подведены итоги спартакиады оборонных предприятий - Управление физкультуры и спорта г.Новосибирска 16 июня на стадионе центра спортивной подготовки «Заря» состоялась седьмая открытая спартакиада работников предприятий оборонной промышленности, машиностроения и легкой промышленности города Новосибирска.
18.06.2018 Управление физкультуры и спорта г.Новосибирска
Вместе с тысячами новосибирцев наши корреспонденты Виталий ЗЛОДЕЕВ и Валерий ПАНОВ пришли на Михайловскую набережную,
15.06.2018 Газета Ведомости
Фото с сайта NSO.RU На три дня 256 прокуроров сменили кители на спортивную форму.
14.06.2018 Советская Сибирь
На ближайший месяц Михайловская набережная станет самым «футбольным местом Нвовсибирска».
14.06.2018 Газета Ведомости