Вячеслав Стародубцев: «Я люблю всё красивое!»

К юбилею Сергея Рахманинова НОВАТ представил камерную оперу «Франческа да Римини»

Премьера одноактной оперы «Франческа да Римини» прошла 10 апреля в Зале имени Исидора Зака. Это первая из серии постановок, приуроченных к юбилею великого русского композитора.

По следам ДантеАлигьери

История Франчески да Римини – вечный сюжет, вдохновивший творцов разных эпох и стран, печальная и прекрасная повесть о любви, которая жива даже за адскими вратами. Первым к трагической любовной истории обратился Данте в Пятой песни «Божественной комедии». Когда поэт, сопровождаемый тенью Вергилия, спускается в ад, в круге втором, где в адском вихре несутся души, наказанные за прелюбодеяние, он слышит от самой Франчески рассказ об их любви с Паоло. Либретто к опере Рахманинова на этот сюжет сочинил Модест Мусоргский. Премьера первой постановки оперы «Франческа да Римини» состоялась в Большом театре 11 января 1906 года под управлением самого автора, причем в один вечер с оперой «Скупой рыцарь».

Над новым спектаклем работала творческая команда, уже знакомая зрителям НОВАТа по нескольким оперным постановкам. Это художник-постановщик Жанна Усачева, режиссер по пластике Сергей Захарин, художник по свету Сергей Скорнецкий. Музыкальным руководителем постановки впервые в НОВАТе выступил Ара Карапетян.


– Рахманиновская «Франческа да Римини» – невероятное по силе эмоционального воздействия сочинение, неисчерпаемое в своей музыкальной глубине. И в нашем спектакле мы следуем за музыкой Рахманинова. Драматическая мощь этого сочинения предполагает, что это будет высокая трагедия. Поэтому мне совершенно логичным представляется и хор, как действующее лицо – в традициях античного театра, и римские театральные маски, – отмечает режиссер-постановщик нового спектакля Вячеслав Стародубцев.

Визуально спектакль решен в стилистике гравюр Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэтому художник Жанна Усачева предложила лаконичное колористическое решение спектакля и костюмы, отсылающие к эпохе высокого возрождения. Сценическое пространство по замыслу постановщиков стилизовано под рыцарский зал.

Вячеслав Стародубцев считает, что концертный зал НОВАТа сам по себе располагает к уникальным сценическим решениям и преодолению жанровых границ. По режиссерскому замыслу соединительной тканью спектакля должен стать пластический рисунок, а сам спектакль – гармоничным слиянием вокала и хореографии. Поэтому к работе над постановкой «Франчески да Римини» был привлечен замечательный хореограф, режиссер по пластике Сергей Захарин. 

– В гравюрах Гюстава Доре, от которых отталкиваются постановщики, уже есть движение, динамика, и это очень гармонирует с музыкальным текстом Рахманинова. Кроме того, в опере есть большие экспрессивные, музыкальные фрагменты, в которых певцы не участвуют. Мы хотели не просто заполнить эти эпизоды драматической игрой, а поэтизировать сценическое действие, добавив тонкие хореографические штрихи. Это не хореография – это пластическое выражение отношений, движений человеческой души, поэзия тела, – рассказывает Сергей Захарин.

«Моя задача – растить эту труппу»

В премьерном показе участвовали в основном молодые артисты: Франческа – София Бачаева, Паоло – Сергей Кузьмин, Ланчотто Малатеста – Алексей Зеленков, Тень Вергилия – Гурий Гурьев, Данте – Кирилл Нифонтов.


Еще в конце прошлого сезона оперная труппа НОВАТа пополнилась новыми солистами. Как считает главный режиссер театра, его главная задача – давать молодым актерам возможность развиваться.

– Моя задача – растить эту труппу. Ребята талантливы, молоды, и в этом их большой плюс. Гурий Гурьев – студент 5 курса консерватории. И тень Вергилия – только начало его творческого пути. Сегодня был дебют у Софьи Бачаевой – она исполнила свою первую главную роль. Дебют – очень важное событие в жизни любого артиста, поэтому Софья очень волновалась, переживала...

Как отметил Вячеслав Стародубцев, он и дальше готов привлекать в свои постановки будущих звезд новосибирской оперной сцены.

«Весь мир – театр»

Новую постановку Вячеслава Стародубцева отличает не только мультижанровость и иммерсивность, но и серьезная драматическая составляющая. Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В этот вечер в НОВАТе не было зрительного зала в традиционном смысле этого слова. Не было так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. В спектакле «Франческа да Римини» действие театра-променада развивалось одновременно в разных локациях. Режиссер предложил публике новые поведенческие сценарии, создавая эффект полного погружения в сюжет постановки: зритель мог не только увидеть, насколько артисты вживаются в роль, но и прожить эти роли вместе с ними.

– Для меня очень важно, что мультижанровость подкрепляется глубокой историей драматических артистов, потрясающей пластикой, – говорит режиссер. – Дело ведь не только в великолепном концертном исполнении партий. Нам хотелось, чтобы действие происходило и в зрительном зале, а не только непосредственно на самой сцене. И хотя камерный жанр вообще очень сложно приспосабливаемый к любому пространству, но благодаря удивительной команде мы сумели сделать собственную жанровую историю. И очень рады, что она нашла свой отклик у зрителей. 

«Очень лирическая история»

Вячеслав Стародубцев всегда очень трепетно относится и к выбору материала, и к реализации своих задумок.

– Когда мы думали о камерном репертуаре, для нас очень важно было, чтобы совпали определенные  слагаемые. Чтобы Рахманинов звучал на уровне, чтобы действие не перечило композитору... – признается режиссер.

В спектакле голос главного режиссера НОВАТа звучит «за кадром». Однако произошло это совершенно случайно.

– Мы планировали подписать настоящего артиста, но произошел «технический» сбой, и мне самому пришлось озвучить текст. А вот голосом Франчески говорит замечательная актриса, мой большой друг, человек, с которым мы сделали много спектаклей, заслуженная артистка России Анна Терехова, – рассказывает режиссер.


Музыка симфонической фантазии Чайковского, так гармонично воплощенная в хореографии, захватывает и манит. Композитор рисует пугающую картину погружения в Ад, где ждут душу невыносимые муки за грехи земные. Вихрем проносятся по оркестру пассажи, потрясая силой звучания. И вдруг возникает голос кларнета, который проникновенно рассказывает историю любви Франчески и Паоло. Однако музыка не ведет к блаженству, в кульминации она выражает трагический крах надежд и расплату за счастье. 

Как считает режиссер-постановщик, в спектакле «Франческа да Римини» история трагичной любви раскрыта просто блистательно.

– В целом, это очень лирическая история. Главный герой – Ланчотто Малатеста, любит искренне, у него любовь болезненная, самосжигающая. Паоло – молодой, пылкий и страстный, как все мы пылкие и страстные в юности. Но настоящая драма у Рахманинова происходит именно в партии Ланчотто. Там настолько тонкие штрихи в оркестровой партитуре! Музыка грандиозная: виолончель, скрипка, потрясающее соло. Я не знаю, чтобы где-либо, кроме НОВАТа сегодня шли постановки этой оперы, хотя у нас в этом году юбилей Сергея Рахманинова. И пусть сегодня всё сложилось, как сложилось, но мне кажется, это некая отправная точка в истории театра, потому что осваивать великое намоленное пространство, давать этому пространству новую жизнь – это целая история и большая ответственность. И чувствуя эту ответственность, исторический бэкграунд, я старался ничего не разрушить. Очень трудно созидать. Но мы стараемся.

«Я вырос из камерных постановок»

Работа на малой сцене, когда солисты играют в непосредственной близости от зрителя, – целиком и полностью сознательный выбор режиссера.

– Я вырос из камерных постановок и соскучился по очень тонкой скрупулезной работе. На большой сцене это несколько иные краски, другие технические приемы, совершенно другая работа артистов. Да и самим актерам было интересно работать в камерном жанре. Они привыкли, когда между ними и зрителями есть оркестровая яма, когда эмоции улетают в зал, когда можно играть «крупно». А в этой постановке важны тонкие технические моменты...  

Камерный репертуар театра только формируется. До конца сезона нас ждет еще одна премьера – «Скупой рыцарь», молодого режиссера Алексея Смирнова. И современная опера «Замок герцога Синяя борода» Бела Бартока в постановке главного режиссера НОВАТа. И, как пообещал Вячеслав Стародубцев, это будет совершенно иной спектакль, чем тот, к которому мы привыкли.

...Вспыхивающие факелы, флорентийская резьба, колонны, балконы... Постановочной группе в который раз удалось удивить новосибирскую театральную публику. Как заметил Вячеслав Стародубцев: «Нам хотелось превратить этот зал в средневековый замок. И мы это сделали. Получилась очень красивая картинка. Ведь я люблю всё красивое!».

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
 
17 апреля в Зале имени Исидора Зака состоится премьера одноактной оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» .
11.04.2018
 
16 августа в городе Купино неизвестный, разбив стекло на веранде, проник в квартиру дома по улице Элеваторной, откуда похитил планшет, электроинструменты и сотовый телефон общей стоимостью около 19 тысяч рублей.
19.08.2018 ГУ МВД Новосибирской области
Это вам NEMOSKVA: международный передвижной симпозиум приедет в Новосибирск - Sib.Fm Событие, которое стыдно пропустить, — Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA, исследующий современную культурную ситуацию в регионах России, примет в Новосибирске Городской центр изобразительных искусств.
18.08.2018 Sib.Fm
Театр «Красный факел» открыл билетные кассы «горьким» перфомансом. Открытие театральных касс «Красного факела» — это всегда событие-интрига, стимулирующее зрителей расхватать премьерные билеты, как горячие пирожки.
16.08.2018 Газета Ведомости
Олег ТАРАН Фото Аркадия УВАРОВА Новосибирск, претендующий на статус культурной столицы Сибири, рискует лишиться своего неповторимого облика Хорошо, что есть неравнодушные горожане.
15.08.2018 Советская Сибирь
На ОбьГЭСе отпраздновали День физкультурника 11 августа на стадионе НЭМЗ «Тайра» прошла спортивно-развлекательная программа, посвященная Дню физкультурника.
15.08.2018 Газета Бумеранг