Язык любви

В Новосибирске побывал необычный театр под руководством известного режиссёра Виктора РЫЖАКОВА.

В Городском драматическом театре финиширует праздничная дистанция, посвящённая двойному юбилею — 30-летию самого театра и 60-летию его руководителя Сергея Афанасьева. Завершающим мощным аккордом «праздничных мероприятий» прозвучал спектакль «Современный концерт» театра «Июльансамбль» под руководством Виктора Рыжакова, специально приехавшего в Новосибирск, чтобы поздравить мастера.

 

В 2012 году актёр и режиссёр Виктор Рыжаков, работающий всю свою творческую жизнь с текстами Ивана Вырыпаева, набрал свой курс в школе-студии МХАТ. Его студентам повезло: они стали командой, которая создала с ним семь спектаклей и начала гастролировать по России и Европе. Получив дипломы летом 2016 года, команда решила не расставаться: был создан соб­ственный театр «Июльансамбль», ставший постоянным резидентом Центра имени Вс. Мейерхольда. Название театра связано с тем, что именно в июле студенты курса Виктора Рыжакова превратились в профессиональных «рыжаковцев».

 

— Есть ведь два варианта: студенты оканчивают театральный институт, и их разбирают в разные театры, как на ярмарке, или они продолжают существовать вместе, создавая собственный театр, — уверен режиссёр. — Школа-студия отреагировала на ситуацию очень по-мхатовски. Ведь на самом деле рождение театра очень таинственная вещь. Как правило, это «школа-студия-театр». Это мхатовская модель.


Самый главный тезис Станиславского — «театр — искусство коллективное». И у нас получается 9-я студия МХАТа, которая вместе начинает какую-то новую жизнь. И это богатейшая традиция художественного театра. Наш проект рассчитан на три года — это такой студийный период, а дальше время покажет, можем ли мы в следующий этап войти, в театральный.

 

Виктор Рыжаков считает, что теат­ру требуется модернизация, потому что наступила эпоха постдраматического театра и появилась потребность в новом способе коммуникации театра и общества. Поэтому спектакли театра «Июльансамбль» — это всегда новое и жизнеспособное «слово», которое может жить в любом пространстве, от камерной сцены до открытых площадок. В Новосибирск театр приехал на гастроли, но, отдавая дань уважения Сергею Афанасьеву, актёры сыграли закрытый спектакль на сцене ГДТ.

 

— Чтобы не было лишних вопросов, сразу говорю: мы не музыканты, мы — драматические актёры, — ввёл в курс дела Виктор Рыжаков, обращая внимание публики на широкую линейку музыкальных инструментов на сцене. — Наш спектакль — это попытка рассказать о мире с помощью главных хитов, ставших музыкальными вехами какого-то определённого отрезка времени. Начнём с 1922 года и закончим нашим временем. И да — в мире существуют только две важные вещи. Это любовь. И любовь.

 

И «Июльансамбль» вдарил. От «Вдоль по Питерской» через Эдит Пиаф и «Битлз», Фредди Меркьюри и Джима Моррисона, Курта Кобейна и «Дома восходящего солнца» The Animals к знаменитой «Стене» Pink Floyd и к «Звезде по имени Солнце» Виктора Цоя. Эпохи сменяли друг друга, зритель познавал мир, рождался, рос, взрослел, влюблялся, старел — вместе с музыкой: узнаваемой, любимой, живущей в своём мире, где нет границ, а есть только любовь, только искреннее звучание чувств и эмоций. И не было ощущения «безнадёжной взрослости», когда мы слышим что-то очень прогрессивное и ворчим, мол, «вот в наше время другие песни были», потому что музыка — она над временем. И прекрасные статусные дамы, приглашённые на закрытый спектакль, услышав дерзкий современный рэп, удивлённо переговаривались друг с другом: надо же, как это хорошо, я и не думала.

 

У Виктора Рыжакова и его команды — прекрасное чувство юмора. Практически каждая композиция была мини-спектаклем, где расставлены остроумные акценты, где герои жили в своих предлагаемых обстоятельствах, заставляя зал хохотать во весь голос. И это не было обычным театральным капустником или номером команды КВН — полновесная драматургия, режиссёрские ходы и блестящее актёрское исполнение. Вот что сразу написали зрители в группе ГДТ в соцсети «Вконтакте».

 

Елена Тараканова: «Трогательно исполнение "Катюши" и цоевского "Солнца", и потрясающий Фредди будет надолго в моей аудиальной памяти. Но стариковскую слезу пустить не удалось (это, наверное, уже на "Несовременный концерт" нужно) — каждая композиция обыграна озорной иронией сценических иллюстраций. Совершенно незаметна граница между меняющимися стилями, звучанием, одеждой — всё очень гармонично и буквально льётся, кажется, одной какой-то песней на вдохе. Нам показан целый век с четырьмя константами души человеческой — ничто не утрачено, пока мы чувствуем и говорим. А ведь как это важно — стать смелым проговорить, пропеть, прокричаться, выплёвывая сердце, горем или эйфорией счастья, с одним лишь чистым и навсегда юным желанием быть услышанным, кем-то разделённым».

 

Виталий Мосиявич: «Такой подарок в виде концерта нам сделал режиссёр Виктор Рыжаков. Эмоции просто через край, они переполняют меня — впрочем, думаю, как и всех, кто сегодня имел счастье там побывать! Ребята просто космические!!! У меня до сих пор ладони горят!!! Такую слаженную работу команды я давно не видел! Ну а какие там таланты были, это просто словами не передать, это правда надо только видеть и слышать! Молодцы!!! Умницы просто!!!»

 

В общем, «Июльансамбль» искушённую новосибирскую публику порвал. Аплодировали стоя, орали «Молодцы!» и «Спасибо!», а теперь надеемся, что новосибирские гастроли у театра всё-таки произойдут и их спектакли станут достоянием всего города.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото предоставлено  пресс-службой НГДТ под руковод­ством Сергея Афанасьева

15
 
По теме