Ежегодно в Новосибирске появляются новые способы отлично провести свободное время. За последние пару лет в городе появились спортивные комплексы, игровые квесты, кофейни всех видов, на всякий вкус и цвет.
В таком молодом городе как Новосибирск, где история и традиции насчитывают всего век , среди платежеспособной молодежи стало популярно занятие, которое можно отнести к развлечениям старшего поколения — танцы в хороводах. Что вынуждает офисных работников бросить дела и отправится водить хороводы в поле?
Елизавета Топоркова, в прошлом организатор фестиваля «Творец», а сейчас — хороводница, прививает новосибирцам любовь к славянской культуре и традициям. Все началась с того, что к девушка решила отправиться в путешествие по Европе и Азии. Лиза обратила внимание, что во многих странах жители не стесняются носить традиционные народные костюмы. «Если задуматься, в чем сейчас выражается национальная идентичность русского народа, то, скорее всего, мы будем говорить о периоде послевоенных лет, — многие помнят песни о войне, но почти никто не вспомнит какие-нибудь народные песни»,— добавила Топоркова.
Как оказалось, спрос у жителей Новосибирска на ностальгию есть. В группе в соцсетях хороводами интересуются 1,5 тысячи молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет. На летние занятия на свежем воздухе приходит в среднем по 80 человек.
«Мы стараемся адаптировать славянскую традицию под потребности современных людей. К примеру, мы провели занятия для женщин о том, как петь колыбельные своим детям и мужьям. Или для того, чтобы человек прочувствовал себя и расслабился в момент пения и танца, мы начали завязывать глаза на время занятий», — добавила организатор проекта «Душеполезные хороводы и песни» Татьяна.
Вообще, хороводы можно водить и по спирали, и «ручейком», и в виде всевозможных орнаментов. Правил нет. Как и норм и форматов — так как песни народные, авторства нет, все очень условно, и делается для души, пояснила организатор.
«Мы поём. Народная песня удивительна. Тягуче-грустная или лёгкая и весёлая, она поётся будто сама собой. Сначала мы, конечно, запоминаем мелодию, поём, глядя в слова. А потом, уже в хороводе, песня вдруг начинает звучать. Голоса сливаются в общий хор, и песня идёт прямиком от души», — прокомментировала одна из посетительниц хороводов.
«Жавороночки принесите нам весну красну, теплу летушку. Нам зима надоела, весь хлебушек поела. Весна-красна, на чем к нам пришла?», — поют на встречах грудным голосом нараспев девушки.
Для лихой мужицкой народной песни есть сюжеты поживее: «Если б знал я — утопился, чем так рано я женился. Мальчик бедный, ох, мальчик бедный. Да меня свахи окружили, три целковых предложили, я продался, ох, я продался».
За два года существования проекта кроме хороводов на занятиях появились и целовальные игры, и суровые разминки для мужчин.
Целовальные игры столетиями практиковались на вечорках: «Вечорки раньше проводились для молодежи, которая еще не определилась с выбором пары. Девушки вытягивают из хоровода понравившегося парня и целуют его. Парни после вечорки уже точно знают — какая девушка им подходит, потому что это не банальное свидание в кофейне, где можно соврать. По тому, как девушка на него смотрит, как двигается, как чувствует, ты узнаешь человека настоящего. Это очень чисто, чувственно и трогательно. В этом всем много жизни», — добавил Павел Топорков, еще один организатор проекта.
Поиском и трансформацией народной традиции занимается Елизавета Топоркова. Благодаря ее паломничеству по небольшим центрам зодчества и деревням, где жители еще могут передать традиции, в проекте появились и подвижные игры. «Есть в общем такая игра: люди встают в круг, в центре стает галящий, который крутит на веревке валенок. Тот, кто успел подпрыгнуть не задев веревки и при этом снять шапку у галящего — выигрывает», —рассказал Павел Топорков.
На встречах бывают игры и посерьезней — когда мужчины играют в «стенку на стенку», адреналин доходит до такого предела, что вежливая просьба разойтись не помогает — и приходится брать нагайку. «Да, нагайкой иногда приходится бить. Мужчины кричат в процессе игры, и видишь, что с криком изнутри что-то прорывается — то, что люди в себе еще не испытывали», – заметил Павел.
«Вот не было сил – вот ты попел, потанцевал, поиграл, — и они взялись, откуда ни возьмись. Вот что происходит благодаря таким практикам. К нам приходят молодые люди, которые давно не двигались, в поисках новых переживаний. Они могут пропеть свои эмоции в песне, выплеснуть наболевшие проблемы в схватке с оппонентом, размяться и получить заряд энергии», — пояснил Павел Топорков.
Аспирант СурГРУ, этнограф, Евгения Щербина на вопрос, откуда в 21 веке появился спрос на такой досуг, заметила: «В русской крестьянской общине праздничный хоровод был, как бы мы сейчас сказали — формой нетворкинга, то есть, общения, налаживания контактов, образования социальных связей, наряду с уличными гуляниями, посиделками и другими формами такой не повседневной, праздничной коммуникации. В традиционной культуре хоровод мог быть шутливым, игровым, а мог и быть насыщен важной символикой, особенно если проводился в период календарных праздников, например, Святок, Троицы, Рождества. Символика, как правило, означала плодородие, урожайность, благополучие, но к XIX веку хороводы для крестьян, а тем более в городской среде, в значительной степени утратили это символическое содержание и стали просто веселым времяпрепровождением.
Что касается роста популярности хороводов в современном городе, то это, конечно, не говорит ни о каком возрождении традиций. Формы нетворкинга у нас сейчас другие — посиделки с друзьями в кафе, конференции, конвенты, фестивали и т. п. В хороводах городскому жителю особой нужды нет. Но мода на все эти элементы ушедшей этнической культуры — хороводы, свадебные, крестильные и прочие обряды, ношение украшений и одежды в этническом стиле - может в какие-то моменты актуализироваться. Для современного горожанина хоровод — это уже экзотика, а не часть его родной культуры. Это что-то новое, любопытное, а от того и забавное».