Лишь 15% тратят на дорогу менее получаса.
Группа ученых НГУ и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН) провели исследование участников маятниковой миграции в Новосибирской агломерации. Они выяснили социальное самочувствие жителей «центра» и «периферии», а также сколько времени те проводят в транспорте.
Городская агломерация – это компактное скопление населенных пунктов, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Маятниковая миграция – регулярные поездки населения из одного населённого пункта в другой и обратно на работу, учёбу или для отдыха.
Подробности пресс-службе НГУ рассказала старший преподаватель кафедры общей социологии ЭФ НГУ, м.н.с ИЭОПП СО РАН Василина Иванова :
С какой целью проводилось исследование?
– Транспортное сообщение и наличие интенсивной маятниковой миграции — одна из важнейших предпосылок формирования и развития агломерации. Чтобы оценить характер взаимодействий «центра» и «периферии» в границах Новосибирской агломерации и восприятие его участниками этих процессов, был проведен опрос пассажиров пригородных электропоездов, автобусов и маршрутных такси, отправляющихся из Новосибирска и прибывающих в город. Всего в нем приняли участие 1050 человек, из них 591 пассажир электропоездов и 459 пассажиров автобусов и маршрутных такси, совершавших поездки в границах Новосибирской агломерации. Задачами опроса стало создание социального портрета участников маятниковых миграций и выявление социального самочувствия жителей разных частей агломерации.
Что именно показали результаты опроса?
– Среди опрошенных пассажиров большинство (56,2%) пользуются электричками, 23,2% − автобусами, 20,4% − маршрутками. Затраты времени на дорогу довольно высоки. Только чуть более 15% опрошенных добираются до места менее чем за полчаса, свыше трети (37,9%) – от получаса до часа; 25,2% тратят на дорогу от часа до полутора; 13,3% – от полутора до двух часов, 7,4% – более двух часов. При этом большинство пассажиров (более 60%) совершают аналогичные поездки ежедневно, а также 1–2 раза в неделю. Самая высокая частота поездок у жителей зоны проживания, расположенной в радиусе от 31 до 60 км от Новосибирска. По мере увеличения удаленности проживания от Новосибирска, частота ежедневных поездок уменьшается.
Каков социальный портрет пользователей общественного транспорта Новосибирской агломерации?
– По всем видам транспорта среди пассажиров преобладают люди молодых возрастов. При этом работающие пассажиры в возрасте от 18 до 30 лет более склонны пользоваться маршрутными такси, чем электричками и автобусами. Для поездок с рекреационными целями (на дачу, загородный участок, а также в гости к родственникам, друзьям) пассажиры предпочитают электрички. В повседневных же поездках комбинируют различные виды транспорта. Самые распространенные наборы: электричка и автобус; электричка и маршрутное такси; электричка и метро; электричка и личный автомобиль; автобус, маршрутное такси и метро в различных сочетаниях. Маршруты большего числа людей состоят из подобных комбинаций с пересадками, что, вероятно, обусловлено удобством электричек и метро, как по скорости, так и по достижимости с их помощью отдаленных районов. Электрички связывают Искитим, Бердск и другие агломерационные части, а также районы Новосибирска с центром города. В то же время необходим вспомогательный транспорт в связи с ограниченным покрытием территории рельсовым транспортом, что приводит к повышению материальных и временных затрат.
Насколько удовлетворены жители периферии агломерации своей жизнью вдали от ее центра?
– Большая часть жителей (почти 70%) как Новосибирска, так и периферийных населенных пунктов довольны условиями жизни в своем населенном пункте. В наибольшей мере условиями жизни довольны жители Новосибирска и населенных пунктов, удаленных от города на расстояние до 30 км, больше всего недовольных в радиусе 61–90 км от Новосибирска.
В целом, основная часть опрошенных удовлетворена возможностями для отдыха, образования и поддержания здоровья, предоставляемыми их местом жительства, тем не менее сравнительно высока доля жителей, которым по месту жительства не хватает возможностей для работы (39%). Чем дальше мы удаляемся от «центра» Новосибирской агломерации, тем ниже становится доля жителей, удовлетворенных возможностями для работы по месту жительства.
При этом проживающие в периферийных зонах агломерации отмечают, что возможности для работы, воспитания детей и медицинское обслуживание значительно лучше в Новосибирске, чем в их населенном пункте. Но в то же время, по их мнению, в Новосибирске хуже обстоят дела с криминогенной обстановкой, отношениями между людьми и экологическими условиями. В отношении возможностей для отдыха мнение жителей периферии разделилось: часть из них считает, что возможности для отдыха лучше в Новосибирске, а часть, что в периферийных зонах агломерации.
Исследование было проведено группой ученых под руководством к.э.н, доцента кафедры общей социологии НГУ, заведующей сектором муниципального управления ИЭОПП СО РАН, руководителем социологической лаборатории Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Елизаветы Горяченко . В нем также приняли участие к.с.н., доцент кафедры общей социологии НГУ, старший научный сотрудник ИЭОПП СО РАН Наталья Мосиенко , к.с.н., научный сотрудник ИЭОПП СО РАН Кирилл Малов , старшие преподаватели кафедры общей социологии ЭФ НГУ, Антон Карпов и Василина Иванова , а также Софья Лычко .